Эта книга, какъ я надеюсь, сделается источникомъ, откуда учитель будетъ черпать сведенiя. Цель ея – представить сущность всего того, что современная психологiя можетъ дать школе. Но это – все же только одна сторона ея задачи. Много признаковъ указьiваютъ, что близокъ поворотъ въ пути педагогическаго прогресса. Важныя перемены кажутся неизбежными. Возникла педагогическая тревога. Наступило время, когда основные принципы и методы должны обсуждаться съ основательностью и безъ предвзятости. И потому нельзя удовлетворяться простою передачей психологическихъ фактовъ, но более важнымъ деломъ будетъ тщательно изследовать связи между психологiей и воспитанiемъ. Недостатокъ ясности въ этомъ отношенiи былъ однимъ изъ наиболее вредныхъ источниковъ путаницы за последнiе годы. Такого рода изследованiе быстро приводитъ къ более глубокимъ проблемамъ. Мы должны выяснить цели обученiя, имея при этомъ въ виду жизненные идеалы. Такимъ образомъ, назначенiе настоящей книги – быть чемъ-то гораздо большимъ, нежели руководство, дающее спецiальныя знанiя. Это – книга, проповедующая идеализмъ и преобразованiе, стремящаяся создать лучшую школу и более высокую оценку призванiя учителя. Настоящая книга о психологiи и воспитанiи является до известной степени продолженiемъ моихъ, недавно вышедшихъ, сочиненiй "О положенiи свидетелей" и "Психотерапiя", изъ которыхъ въ одномъ разсматривается отношенiе психологiи къ закону, въ другомъ – отношенiе психологiи къ медицине. Все три книги трактуютъ о практической ценности современной экспериментальной психологiи для повседневной жизни. Они представляютъ собою не одну, а три важнейшихъ стороны прикладной психологiи. Найдутся люди, которые съ радостью откроютъ, что настоящая книга находится въ противоречiе съ ранее высказывавшимися мною взглядами. Они будутъ съ торжествомъ указывать на некоторыя мои статьи, вызывавшiя много споровъ, где я серьезно предостерегалъ противъ пользованiя психологiей въ школе. Но такiе друзья впадаютъ въ недоразуменiе. Более десяти летъ тому назадъ я предостерегалъ противъ поспешнаго примененiя психологiи, когда психологи еще не были готовы доставлять матерiалъ, отвечающiй потребностямъ учителя. Я требовалъ спецiальныхъ психологическихъ изследованiй и экспериментовъ по вопросамъ воспитанiя. Именно это требованiе счастливымъ образомъ было осуществлено въ теченiе последняго десятилетiя, и потому мне кажется, что настало время для более теснаго соприкосновенiя между лабораторiей и школою. Кроме того, даже тогда, когда я настаивалъ на осторожности, я вполне сознавалъ, какую важную службу психологiя можетъ служить учителю. Въ своей книге о методахъ психологiи, за несколько летъ до этихъ предостерегающихъ статей, я писалъ, что въ будущемъ всякiи учитель долженъ будетъ строить свою работу на психологiи. Такимъ образомъ, я никогда не изменялъ своего мненiя, и у меня не было никакого перехода изъ одной педагогической веры въ другую. Но я надеюсь, что прежнiя мои выраженiя колебанiя могутъ вызвать у учителей известное доверiе къ характеру моего обсужденiя. Съ вопросами о школе необходимо обращаться консервативно. Разсужденiя въ первой части книги неизбежно принимаютъ местами философскiй оборотъ. Не мало есть учителей, которые питаютъ неизлечимую антипатiю къ такого рода отвлеченнымъ вопросамъ. Они могутъ пропустить главы IV–VIII. Съ другой стороны, темъ читателямъ, которые чувствуютъ жизненную важность этихъ основныхъ вопросовъ, и которые хотели бы продолжить свое ознакомленiе съ ними, я осмеливаюсь рекомендовать спокойное изученiе моего более обширнаго сочиненiя "Вечныя ценности". Кто пожелалъ бы подробнее ознакомиться съ эмпирическимъ психологическимъ матерiаломъ, тому придется обратиться къ книгамъ Стэнли Холла, Джедда, Болдуина, Джэмса, Селли, Торндайка, Хорна, Уиппла и другихъ, но главнымъ образомъ – къ очень разбросанвымъ сообщенiямъ психологическихъ лабораторiй. Владеющiе немецкимъ языкомъ найдутъ обильный матерiалъ и темы для размышленiй въ экспериментальныхъ изследованiяхъ Лая, Меймана, Штерна, Крэпелина, Цигена, Брана и другихъ, а также въ различныхъ журналахъ, посвященныхъ педагогической психологiи. Гарвардскiй университетъ. 1 сентября 1909 г. Гуго Мюнстербергъ
Гуго МЮНСТЕРБЕРГ (1863–1916) Выдающийся немецкий психолог и философ-идеалист. Родился в Данциге (ныне Гданьск). Ученик крупнейшего немецкого психолога и философа В.Вундта. В 1885 г. получил степень доктора философии в Лейпцигском университете, а в 1887 г. – степень доктора медицины в Гейдельбергском университете. Будучи преподавателем Фрейбургского университета (1887–1891), начал заниматься экспериментальной психологией. В 1892 г. по приглашению знаменитого американского психолога У.Джемса переехал в США, где получил должность профессора в Гарвардском университете и возглавил психологическую лабораторию. В области философии Гуго Мюнстерберг под влиянием идей И.Г.Фихте развивал учение о ценностях. Но наиболее выдающихся результатов он добился в психологии, где стал основателем психотехники – науки, предметом которой является приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с трудовой деятельностью человека. Он изучал проблемы руководства предприятиями, профотбора, профориентации, производственного обучения и др., был автором первых работ по определению профессиональной пригодности. Также Г.Мюнстерберг занимался вопросами гипноза, психологии свидетельских показаний, использования психологических закономерностей в школьной практике. На последнюю тему им написана книга "Психология и учитель", вышедшая в 1909 г. и неоднократно переиздававшаяся на многих языках, в том числе и на русском. |
URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se presenta de una manera clara y amena un sistema de ejercicios que contribuyen al rejuvenecimiento del rostro sin necesidad de recurrir a una intervención quirúrgica. El sistema es accesible a todos, no exige gastos materiales complementarios y es extraordinariamente efectivo. Todo el que... (Подробнее) URSS. 224 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
La presente edición de la obra Matemática en el tablero de ajedrez, del conocido ajedrecista y escritor Yevgueni Guik, consta de tres tomos, a lo largo de los cuales se describen diversos puntos de contacto entre estas dos actividades del intelecto humano. Se resuelven diversos tipos de problemas matemáticos... (Подробнее) URSS. 504 с. (Spanish). Мягкая обложка. 32.9 EUR
Estamos tan habituados a que la ciencia describa la realidad mediante ecuaciones de asombrosa eficacia que raramente nos detenemos a pensar en la gentileza que demuestra el mundo prestándose a ello. ¿Por qué la naturaleza obedece reglas matemáticas tan magníficamente precisas?... (Подробнее) URSS. 184 с. (Russian). Мягкая обложка. 13.9 EUR
Автор настоящей книги рассказов --- современная швейцарская писательница Элен Ришар-Фавр, лингвист по образованию, преподававшая в Женевском университете. Ее герои --- почти всегда --- люди, попавшие в беду в какой-то момент жизни, чаще всего --- старики, никому не нужные и неспособные... (Подробнее) URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 15.9 EUR
La teoría cuántica es la más general y trascendente de las teorías físicas de nuestros tiempos. En este libro se relata cómo surgieron la mecánica cuántica y la teoría cuántica de campos; además, en una forma accesible se exponen diferentes tipos de campos físicos, la interacción entre ellos y las transformaciones... (Подробнее) URSS. 224 с. (Spanish). Мягкая обложка. 16.9 EUR
De forma viva y amena, el autor expone una diversa información sobre el héroe del libro, la famosa constante matemática que aparece en los lugares más inesperados, obteniendo de este modo una especie de "pequeña enciclopedia" del número pi. La parte principal del libro es de carácter recreativo,... (Подробнее) 896 с. (Russian). Твердый переплет. 43.9 EUR
Полный сборник афоризмов в билингве малоизвестного в России глубокого мыслителя и изысканного писателя из Колумбии Николаса Гомеса Давиды (1913—1994) на тему истории, религии, культуры, политики, литературы. В КНИГЕ СОДЕРЖАТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Escolios a un texto implícito, 2 volúmenes.... (Подробнее) URSS. 144 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se describe de manera accesible y amena un sistema de ejercicios para el rejuvenecimiento facial. Los ejercicios se ilustran mediante fotografías que facilitan la comprensión del texto y permiten realizar individualmente la gimnasia. Los resultados alcanzados tras la realización del curso... (Подробнее) URSS. 144 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se describe de manera accesible y amena un sistema de ejercicios para el rejuvenecimiento facial. Los ejercicios se ilustran mediante fotografías que facilitan la comprensión del texto y permiten realizar individualmente la gimnasia. Los resultados alcanzados tras la realización del curso... (Подробнее) URSS. 160 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR
El concepto de coherencia surgió en la óptica clásica. Hoy este concepto no sólo se ha convertido en un concepto general de la física, sino que se ha salido del marco de esta ciencia. En este libro el problema de la coherencia se estudia desde diferentes posiciones. Se examinan, además, las propiedades... (Подробнее) |