Предлагаемая русской публике книга вышла въ светъ въ Италiи, въ конце 1906 г., после того какъ во Францiи появились мои Размышленгл о насилiи; между названными трудами существуетъ такая огромная разница, какъ въ основныхъ предпосылкахъ, такъ и въ общей позицiи, занимаемой авторомъ, что многiе будутъ спрашивать себя, какимъ образомъ они могли быть написаны одновременно. На самомъ деле, Социалъные очерки современной экономии относятся не къ 1906 г.; они были напечатаны съ большимъ опозданiемъ, вследствiе обстоятельствъ личнаго характера, касавшихся итальянскаго переводчика, профессора Ракка. Французскiй текстъ былъ написанъ въ 1903 г., одновременно съ Introduction a l'economie moderne. Не безполезно вернуться къ последней дате, чтобы правильно понять проблемы, въ то время привлекавшiя вниманiе автора. Въ эту эпоху французская соцiалистическая партiя самымъ теснымъ образомъ была спаяна съ передовыми партiями антиклерикальнаго большинства, которое поддерживало министерство Комба. Начатая противъ церкви война, казалось, обещала быть продолжительной, ожесточенной и изобилующей неожиданностями. Соцiалисты высказывались еще более решительно, чемъ радикалы, за безпощадное веденiе этой боръбы. Казалось, что малейшее разногласiе будетъ предательствомъ. Вотъ почему вопросъ классовый занялъ второстепенное место, прiобрелъ меньшее значенiе, чемъ вопросъ полнаго обособленiя государства отъ церкви. Радикалы были чрезвычайно напуганы во время дела Дрейфуса; они считали необходимымъ заинтересовать бедные классы въ существованiи ихъ правительства, прилагая все усилiя къ тому, чтобы делать невозможными какiя бы то ни было наступательныя действiя со стороны консерваторовъ. Они решили заняться, вместе съ соцiалистами, соцiальнымъ законодательствомъ, чтобы показать, что и они тоже преисполнены добрыми чувствами къ неимущимъ. Сенаторъ Ривэ высказалъ взглядъ своихъ друзей следующимъ образомъ: "Мы всегда благосклонны къ униженнымъ, слабымъ, страдающимъ и обездоленнымъ. Мы всегда считали самымъ возвышеннымъ призывомъ республиканскаго девиза – призывъ къ братству, которое есть не что иное, какъ поэтическое выраженiе чувства солидарности, стремящагося сделать всехъ людей братьями". Они думали, что посредствомъ лести передъ главарями синдикатовъ, путемъ мелкихъ услугъ, оказываемыхъ темъ и другимъ, и благодаря законодательству, долженствующему доказать враждебное отношенiе правительства къ хозяевамъ, имъ удастся собрать вокругъ своихъ именъ народные голоса. Обстоятельства однако сложилисъ совсемъ не такъ, какъ предполагали радикалы. Не всегда легко было создавать соцiальные законы, могущiе заменить старые, не причиняя этимъ вреда значительному числу мелкихъ торговцевъ, составлявшихъ лучшую клiентуру радикальной партiи. Съ другой стороны, не могло дольше продолжаться и объединенiе съ соцiалистами, по крайней мере оффицiально, такъ какъ революцiонный синдикализмъ снова оживилъ классовую борьбу, Парламентарiями-соцiалистами овладелъ страхъ, и они сочли нужнымъ усвоить менее буржуазный образъ действiй, чтобы удержать за собою новыя силы, которыя угрожали ускользнуть изъ ихъ рукъ. То, что носило названiе блока, было разрушено, но не настолько, насколько это могло казаться. Это разрушенiе блока нельзя всецело относить на счетъ некоторыхъ непрiятныхъ столкновенiй министерскаго болъшинства съ соцiалистическими депутатами, которые не редко принимаютъ на себя роль защитниковъ всеобщей стачки и антимилитаризма. Впрочемъ, слова сенатора Ривэ не столь давняго происхожденiя: они были произнесены 16 ноября 1906 г. Я думаю, что каждый соцiалистъ будетъ протестовать противъ буржуазной заносчивости, сквозящей въ этихъ словахъ; этотъ человекъ воображаетъ, будто онъ принадлежитъ къ аристократiи, которая не относится съ презренiемъ къ мольбамъ своихъ рабовъ! Блокъ не можетъ совершенно распасться также и потому, что соцiалистическiе депутаты постоянно нуждаются въ услугахъ правительства для своихъ влiятельныхъ избирателей. Cri de Paris, въ нумере отъ 23 iюня 1907 г. даже уверяетъ, что Жоресъ самый частый проситель, какого только знаютъ въ министерствахъ. Словомъ, если развитiе революцiоннаго синдикализма и внесло новый элементъ въ общественную исторiю, все же современное по – ложенiе вещей еще не резко отличается отъ 1903 года. Въ Разжышленияхь о насилiи я разсматривалъ соцiализмъ синдикалистовъ; в Introduction a l'economie moderne и вь Соцiалъныхъ очеркахъ современной экономiи я изучаю соцiальныя реформы, время которыхъ еще не миновало. Первая изъ последнихъ двухъ книгъ разсматриваетъ положенiе вещей въ плоскости буржуазнаго общества. Воспринявъ концепцiю Прудона, которая осталась почти незамеченной, я показываю, что экономическая среда подвергается многочисленньтмъ и глубокимъ измененiямъ, вполне заслуживающимъ названiя соцiальныхъ реформъ, такъ какъ ихъ результатомъ является, некоторымъ образомъ, оздоровленiе этой среды: они способствуютъ всеобщему благосостоянiю и укрепляютъ капиталистическую собственность. Такимъ образомъ, я обрисовалъ явленiя обмена штрихами во многихъ случаяхъ новыми, изумившими некоторыхъ лицъ. Вторая книга, предлагаемая вниманiю русской публики, имеетъ целью прiучить вдумчивыхъ соцiалистовъ понимать идеи, руководящiя соцiальными реформами; я хотелъ отыскать причины, определившiя происхожденiе различныхъ соцiалистическихъ системъ, изучить законы, управляющiе развитiемъ идеологiи, и донять те силы, которыя опровергли марксистскiя теорiи и увлекли мiръ на путь соцiальныхъ реформъ. Первая работа посвящена по проимушеству экономiи, вторая – философiи современной исторiи. Я считаю, что мне удалось бросить яркiй лучъ света на современную исторiю, точно и, вероятно, решительно установивъ истинныя взаимоотношенiя между демократическими теорiями порожденными движенiемъ 1789 г., и соцiалистическими утопiями, которыя имели такой успехъ въ первой половине XIX столетiя. Очень часто возникаетъ страстный споръ о томъ, является ли соцiализмъ только дальнейшимъ развитiемъ французской революцiи или же онъ представляетъ собой протестъ пролетарiата протйвъ экономическихъ последствiй великой революцiи, по характеру своему исключительно буржуазной, революцiи, обезпечившей полную свободу развитiю капитализма. Я доказываю, что столь дорогая сердцу нашихъ предковъ демократическая идеологiя принадлежитъ къ разряду утопическихъ системъ, такъ же какъ фурьеризмъ и сен-симонизмъ; она, вместе съ темъ, находится въ близкой связи съ современнымъ соцiализмомъ, поскольку последнiй самъ зависитъ отъ утопiй Фурье и Сенъ Симона, и противоречитъ, ему, поскольку онъ связанъ съ марксизмомъ, который возникъ, чтобы покончить съ утопiями. Такимъ образомъ, еще съ начала XIX столетiя было положено основанiе союзу между народными партiями и соцiализмомъ ученыхъ, союзу, который не переставалъ существовать все время. Союзъ этотъ является темъ более прочнымъ, что политическiе деятели не отдаютъ себе отчета относительно его реальнаго значенiя и вообще не умеютъ разобраться въ причинахъ своего поведенiя. Въ своихъ трудахъ я широко пользовался заимствованными у Вико положенiями относительно движенiй, которыя фатальнымъ образомъ приводятъ определенныя идеологiи къ коренному преобразованiю и обновленiю. До сихъ поръ идеи великаго неаполитанскаго философа не были въ достаточной степени оценены по той причине, что онъ придавалъ имъ форму, делавшую ихъ совершенно неприложимыми къ безчисленнымъ случаямъ исторiи. Ихъ можно было почти сравнить, по ихъ безполезности, съ позитивистскимъ закономъ трехъ состоянiй, не оказавшимъ никакой услуги историкамъ. Между темъ, далеко не трудно, несколько видоизменивши положенiя Вико, придать имъ поистине удивительную плодовитость. Я думаю, что въ тотъ день, когда оценятъ всю ихъ важность, станетъ общепризнаннымъ, что они по своему значенiю ни въ чемъ не уступаютъ историческому матерiализму. Соцiализмъ не сумелъ развить своихъ положенiй логическимъ путемъ дедукдiи, на что расчитывали первые ученики основателя этой системы; онъ фатальнымъ образомъ видоизменяется соответственно точкамъ зренiя, на которыхъ стоятъ писатели, трактующiе о немъ; онъ то вырождается, то развивается, то становится практическимъ. Движенiе это можетъ быть ускорено или замедлено, въ силу экономическихъ условiй; оно можетъ быть резко прервано революцiоннымъ возрожденiемъ. Положенiя Вико замечательно ярко подчеркиваютъ этотъ двоякiй характеръ развитiя, особенно же законъ возобновленiя. Исторiя церкви хорошо иллюстрируетъ данное пониманiе идеологiй; сколько разъ думали, что церковь дожила до последнихъ часовъ своего существованiя, что ея вырожденiе окончателъно. И затемъ, вдругъ, она снова появлялась, полная жизни. Теологи объясняютъ это явленiе, сообразно своей специфической точке зренiя, божественнымъ вмешательствомъ; историки же, которые не претендуютъ на проникновенiе въ замыслы Провиденiя, должны, изследуя религiозныя возрожденiя, идти по стопамъ Вико. Представительный образъ правленiя имеетъ своимъ результатомъ ослабленiе чувства классовой борьбы у всехъ техъ, кто играетъ въ немъ какую-нибудь роль. Подъ буржуазной формой, которую онъ принялъ въ передовыхъ странахъ, парламентскiй режимъ не сохраняетъ больше различiй нацiональнаго, феодальнаго или экономическаго происхожденiя, и депутаты, всякiй разъ когда подаютъ голосъ по тому или иному важному вопросу, обязаны взвесить влiянiе группъ населенiя, которыя будутъ задеты, въ благопрiятномъ или неблагопрiятномъ смысле, новымъ закономъ. Отсюда вытекаетъ, что на практике законодательство бываетъ результатомъ соглашенiя между интересами, отчасти противоположными, отчасти же солидарными. Подобное положенiе вещей особенно утвердилось съ техъ поръ, какъ протекцiонистская система распространилась почти везде, где существуетъ соцiалистическое движенiе: протекцiонизмъ служитъ экономическимъ основанiемъ развитiя солидарности. Наконецъ, соцiалистическiе депутаты сами были поставлены лицомъ къ лицу передъ вопросомъ о солидарности, когда захотели захватить деревни, такъ какъ въ нашихъ западныхъ странахъ классовыя отношенiя въ деревне складываются совсемъ иначе, чемъ въ странахъ феодальныхъ и съ крупной промышленностью. Но экономическiе конфликты тогда, когда они принимаютъ форму бурной борьбы противъ собственности и государства, препятствуютъ соцiализму превратиться въ партiю соцiальныхъ реформъ; именно на это я указывалъ уже въ 1903 г. и обращалъ усиленное вниманiе въ Размышлепiяхъ о насилiи. Съ соцiализмомъ можетъ случиться то же, что и съ церковью, т.е. что онъ сможетъ возрождаться всякiй разъ, когда будетъ всемъ казаться, что онъ уже близокъ къ смерти... Жорж СОРЕЛЬ (1847–1922) Известный французский социальный философ, теоретик анархо-синдикализма. Родился в Шербуре, в семье виноторговца. Закончил Политехническую школу в Париже; работал инженером в Перпиньяне, в дорожном ведомстве. В 1889 г. вышли его первые книги – "Вклад в мирское изучение Библии" и "Процесс Сократа". Получив за службу орден – крест Почетного Легиона, в 1892 г. Ж.Сорель, не дослужив до пенсии, в возрасте 45 лет вышел в отставку и занялся литературной и общественно-политической деятельностью. В 1895 г. вместе с П.Лафаргом и другими основал журнал "Le devenir social"; с 1899 г. сотрудничал в международном социалистическом журнале "Le mouvement socialiste". С 1897 г., после смерти жены, жил вместе со своими племянниками в предместье Парижа. Философские взгляды Сореля сложились под влиянием А.Лабриолы, Э.Ренана, Ф.Ницше, А.Бергсона. Находясь в вечном интеллектуальном поиске, он часто менял свои теоретические и политические позиции. Вначале он считал себя представителем "новой школы" марксизма, но в дальнейшем выступил с критикой всех форм рационального познания и обоснования социально-политических программ, противопоставив им анархо-синдикалистское учение о социальном мифе. Миф, по Сорелю, – нечто интуитивно цельное, символически образное, необходимый элемент мировосприятия любой социальной группы. Он есть выражение воли к власти группы или класса, возглавляющего социальное движение. Книга "Размышления о насилии", впервые опубликованная в 1906 г. в журнале "Le mouvement socialiste" и уже через год переведенная на русский язык (2-е изд. М.: URSS, 2011), стала вершиной творчества Сореля синдикалистского периода его деятельности и принесла ему мировую известность. |
URSS. 128 с. (Russian). Мягкая обложка. 12.9 EUR
Это рассказы о любви, нежности, желании и страсти, которая бывает и возвышенной, и цинично-жестокой. В них абсурд и гротеск чередуются с методичной рассудочностью, милосердием и муками совести. Их персонажи – человеческие, слишком человеческие, - однажды встречаются, проживают кусок... (Подробнее) URSS. 160 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR
El concepto de coherencia surgió en la óptica clásica. Hoy este concepto no sólo se ha convertido en un concepto general de la física, sino que se ha salido del marco de esta ciencia. En este libro el problema de la coherencia se estudia desde diferentes posiciones. Se examinan, además, las propiedades... (Подробнее) URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se presenta de una manera clara y amena un sistema de ejercicios que contribuyen al rejuvenecimiento del rostro sin necesidad de recurrir a una intervención quirúrgica. El sistema es accesible a todos, no exige gastos materiales complementarios y es extraordinariamente efectivo. Todo el que... (Подробнее) URSS. 152 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR
Tras una breve introducción a la termodinámica de los procesos reversibles, el autor expone de forma amena y detallada los postulados fundamentales de la termodinámica de los procesos irreversibles. Se presta una atención especial a los efectos de la termodinámica no lineal, a la autoorganización en... (Подробнее) URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se presenta de una manera clara y amena un sistema de ejercicios que contribuyen al rejuvenecimiento del rostro sin necesidad de recurrir a una intervención quirúrgica. El sistema es accesible a todos, no exige gastos materiales complementarios y es extraordinariamente efectivo. Todo el que... (Подробнее) URSS. 224 с. (Spanish). Мягкая обложка. 16.9 EUR
De forma viva y amena, el autor expone una diversa información sobre el héroe del libro, la famosa constante matemática que aparece en los lugares más inesperados, obteniendo de este modo una especie de "pequeña enciclopedia" del número pi. La parte principal del libro es de carácter recreativo,... (Подробнее) URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 15.9 EUR
La teoría cuántica es la más general y trascendente de las teorías físicas de nuestros tiempos. En este libro se relata cómo surgieron la mecánica cuántica y la teoría cuántica de campos; además, en una forma accesible se exponen diferentes tipos de campos físicos, la interacción entre ellos y las transformaciones... (Подробнее) URSS. 200 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
La presente edición de la obra Matemática en el tablero de ajedrez, del conocido ajedrecista y escritor Yevgueni Guik, consta de tres tomos, a lo largo de los cuales se describen diversos puntos de contacto entre estas dos actividades del intelecto humano. Se resuelven diversos tipos de problemas matemáticos... (Подробнее) URSS. 272 с. (Spanish). Мягкая обложка. 21.9 EUR
El elemento clave de la física contemporánea es el concepto de campo cuántico. Hoy en día se considera que este constituye la forma universal de la materia que subyace a todas sus manifestaciones físicas. Este libro puede ser recomendado como una primera lectura para aquellos estudiantes y físicos de... (Подробнее) URSS. 80 с. (Russian). Мягкая обложка. 5.9 EUR
Коллекция забавных историй и легенд, шуточных дефиниций и остроумных высказываний химиков и о химиках. (Подробнее) |