Показать ещё...
Книгу Ю.В.Пухначева трудно отнести к какому-либо привычному жанру. В ней очень много необычного – и то, что автор пытается рассмотреть с некоторой единой точки зрения искусство кино, поэзию, живопись, музыку, и то, что эта точка зрения порождена физико-математическим образованием автора и потому отличается нетрадиционностью. Оригинальность подхода привела и к своеобразному выбору представителей указанных искусств (Эйзенштейн, Цветаева, Домье, Стравинский), на творчестве которых сосредоточивает свое внимание автор книги. В процессе ее чтения постигается разумность такого выбора: он не случаен и обусловлен тем, что у перечисленных деятелей искусства наиболее четко проявляются те особенности соотношений пространства и времени, которым посвящает свои размышления Ю.В.Пухначев. Нельзя утверждать, что книга весьма легка для чтения. Она требует известной подготовки читателя. Однако это не означает, что читатель должен разбираться в физике и математике или быть знакомым с работами по эстетике. Скорее, здесь надо говорить о заинтересованности читателя вопросами искусствознания в широком смысле этого слова, о его способности воспринимать новые и иногда необычные мысли по поводу, казалось бы, привычных и очевидных вещей. Книга написана образно и будет одинаково интересна как математику или инженеру, интересующемуся проблемами искусства, так и художнику или искусствоведу, склонному познакомиться с нетрадиционными взглядами на предмет своих занятий. Здесь следовало бы остановиться на различиях в мышлении представителей точных наук и искусствоведческих дисциплин. Для первых характерна приверженность к строгим законам формальной логики, они мыслят цепочками взаимосвязанных логических ходов, для них естественно шествовать по ступенькам силлогизмов от некоторого исходного положения "А" до некоторого конечного утверждения "Я". Это становится возможным, если дать строгие определения всем понятиям, используемым в ходе рассуждения, четко договориться о правилах оперирования этими понятиями и т.п. Для представителей наук об искусстве характерны совсем иные тенденции. Они не стремятся к длинным цепочкам логически неопровержимых рассуждений, а предпочитают им множественность точек зрения на один и тот же предмет, пытаясь выявить многообразие его качеств. Они не пользуются строгими определениями вводимых понятий, оставляя их более или менее расплывчатыми и считая вполне естественными и допустимыми различные оттенки восприятия написанного ими у разных читателей. Это связано с тем, что категории эстетики, с которыми имеют дело искусствоведы, не очерчены точно определяемыми границами и не могут быть измерены численно. Различие в типичных методах исследования приводит к тому, что представители естественнонаучных и искусствоведческих дисциплин привыкают к различным способам мышления. В результате чисто искусствоведческая работа, написанная человеком точного знания, даже если он и не пользуется математическим аппаратом, оказывается "трудной" для большинства искусствоведов. Наоборот, книга на ту же тему, написанная искусствоведом, воспринимается людьми точного знания как сочинение, заполненное какими-то тавтологическими, малоубедительными и не слишком содержательными рассуждениями. Между тем та и другая работы могут быть одинаково глубокими и интересными, и лишь взаимное непонимание причиной тому, что представители одного стиля мышления недооценивают написанное представителями другого стиля. Чтобы преодолеть такое непонимание, надо приветствовать "перекрестное опыление" двух разных подходов к проблемам искусствознания, способное привести к новым и интересным выводам. Книга Ю.В.Пухначева с этой точки зрения представляет несомненный интерес. В ней нет явного использования математического аппарата, нет явного числа, но мысль автора, воспитанная на числах, придает всему изложению специфические черты, о которых говорилось выше. В книге нет каких-либо окончательных выводов или утверждений, она не вступает в спор с принятыми положениями эстетики, в ней не видно стремления "закрыть" какой-либо вопрос. Скорее она устремлена в будущее; ее задача – возбудить новые мысли путем неожиданных, но убедительных сопоставлений. Проблема, рассматриваемая Ю.В.Пухначевым, четко ограничена – это проблема пространства и времени в искусстве. Она отнюдь не охватывает всего того, чем занимается современное искусствознание, однако в последнее время она привлекает большое внимание как любителей искусства, так и специалистов, и потому каждая новая плодотворная точка зрения, каждый новый содержательный подход в этой области, безусловно, интересны. Б.В.Раушенбах,
член-корреспондент АН СССР Пухначев Юрий Васильевич Кандидат физико-математических наук, доцент (1979), заведующий отделом журнала «Наука и жизнь» (1970–1989), научный консультант журнала «Наука и жизнь» (с 1989 г.), член Союза журналистов (с 1974 г.). Неоднократно награждался дипломами общества «Знание» (1978, 1980, 1988). Основатель и первый президент Ассоциации колокольного искусства России (1989), заслуженный работник культуры Российской Федерации (2003). Автор книг «Загадки звучащего металла» (М.: URSS), «Математика без формул» (М.: URSS; совм. с Ю. П. Поповым), «Семь семинаров по математическому анализу» (М.: URSS). С 1988 г. вел на телеканале «Российские университеты» циклы телепередач «Диалог с компьютером», «Терминал», «Открытый мир», «Рубежи будущего».
|
URSS. 144 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se describe de manera accesible y amena un sistema de ejercicios para el rejuvenecimiento facial. Los ejercicios se ilustran mediante fotografías que facilitan la comprensión del texto y permiten realizar individualmente la gimnasia. Los resultados alcanzados tras la realización del curso... (Подробнее) URSS. 128 с. (Russian). Мягкая обложка. 12.9 EUR
Это рассказы о любви, нежности, желании и страсти, которая бывает и возвышенной, и цинично-жестокой. В них абсурд и гротеск чередуются с методичной рассудочностью, милосердием и муками совести. Их персонажи – человеческие, слишком человеческие, - однажды встречаются, проживают кусок... (Подробнее) 896 с. (Russian). Твердый переплет. 43.9 EUR
Полный сборник афоризмов в билингве малоизвестного в России глубокого мыслителя и изысканного писателя из Колумбии Николаса Гомеса Давиды (1913—1994) на тему истории, религии, культуры, политики, литературы. В КНИГЕ СОДЕРЖАТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Escolios a un texto implícito, 2 volúmenes.... (Подробнее) URSS. 200 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
La presente edición de la obra Matemática en el tablero de ajedrez, del conocido ajedrecista y escritor Yevgueni Guik, consta de tres tomos, a lo largo de los cuales se describen diversos puntos de contacto entre estas dos actividades del intelecto humano. Se resuelven diversos tipos de problemas matemáticos... (Подробнее) URSS. 232 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
Los problemas de los que se compone este libro atrajeron a los autores por su estética. Las preguntas ?`qué es lo que hace que nos guste uno u otro problema? y ?`cuál es la fuente de belleza y elegancia en la matemática? constituyen los temas fundamentales que se discuten en esta obra. La exposición... (Подробнее) URSS. 152 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR
Tras una breve introducción a la termodinámica de los procesos reversibles, el autor expone de forma amena y detallada los postulados fundamentales de la termodinámica de los procesos irreversibles. Se presta una atención especial a los efectos de la termodinámica no lineal, a la autoorganización en... (Подробнее) URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 15.9 EUR
La teoría cuántica es la más general y trascendente de las teorías físicas de nuestros tiempos. En este libro se relata cómo surgieron la mecánica cuántica y la teoría cuántica de campos; además, en una forma accesible se exponen diferentes tipos de campos físicos, la interacción entre ellos y las transformaciones... (Подробнее) URSS. 304 с. (Spanish). Мягкая обложка. 29.9 EUR
¿Qué es la dimensión del espaciotiempo? ¿Por qué el mundo que observamos es tetradimensional? ¿Tienen el espacio y el tiempo dimensiones ocultas? ¿Por qué el enfoque pentadimensional de Kaluza, el cual unifica la gravitación y el electromagnetismo, no obtuvo el reconocimiento general? ¿Cómo se puede... (Подробнее) URSS. 160 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR
El concepto de coherencia surgió en la óptica clásica. Hoy este concepto no sólo se ha convertido en un concepto general de la física, sino que se ha salido del marco de esta ciencia. En este libro el problema de la coherencia se estudia desde diferentes posiciones. Se examinan, además, las propiedades... (Подробнее) 376 с. (English). Твердый переплет. 110.9 EUR
The present book includes the first full catalogue of Russian porcelain of the 18th and 19th centuries from the Vladimir Tsarenkov Collection. The collection has over 250 outstanding works by leading Russian manufactories — the Imperial Porcelain Factory in Saint Petersburg and the Gardner Porcelain... (Подробнее) |