URSS.ru Магазин научной книги
Перейти на канал URSS
Обложка Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. Пер. с нем. Обложка Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. Пер. с нем.
Id: 285277
29.9 EUR

Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки.
Пер. с нем. №10; №61. Изд. 4, стереотип.

Hermann Ludwig Ferdinand von Helmholtz. Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik
URSS. 600 с. (Russian). ISBN 978-5-9710-9619-1.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

Вниманию читателей предлагается фундаментальный труд выдающегося немецкого физиолога, психолога, физика и математика Германа Гельмгольца (1821–1894), в котором он предпринимает попытку установить связь физической и физиологической акустики с музыкальной наукой и эстетикой. Книга состоит из трех частей (отделов). В первой части исследуется явление верхних гармонических тонов; определяется сущность этого явления, доказывается его ...(Подробнее)отношение к различиям оттенков звука, анализируется ряд оттенков в отношении к их верхним гармоническим тонам. Вторая часть посвящена изучению нарушений одновременного звучания двух тонов, а именно комбинационных тонов и дрожаний; описываются явления консонанса и диссонанса. Наконец, в третьей части книги рассматривается сродство звуков; строение гамм и тонов выводится автором из результатов исследований, представленных в первых двух частях. Проводится обзор различных принципов музыкального стиля в развитии музыки, исследуется тональность гомофонической музыки, рассматриваются консонирующие и диссонирующие аккорды, приводятся основные законы голосоведения.

Книга рекомендуется как специалистам-физиологам, так и музыковедам, преподавателям музыки, студентам музыкальных училищ, а также всем, кто интересуется теорией музыки и ее физиологическими основами.


Содержанiе
top
НЕСКОЛЬКО СЛОВЪ КЪ ПЕРЕВОДУ
ПРЕДИСЛОВIЕ
ПРЕДИСЛОВIЕ КЪ ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНIЮ
Введенiе
 ОТДЕЛЪ ПЕРВЫЙ. Сложенiе колебанiй
ВЕРХНIЕ ТОНЫ И ОТТЕНКИ ЗВУКА

Глава I. Объ ощущенiи Звука вообще
Глава II. Сложенiе колебанiй
Глава III. Анализъ звуковъ посредствомъ совместнаго звучанiя
Глава IV. О разложенiи звуковъ посредствомъ уха
Глава V. О различiи между музыкальными оттенками звука
Глава VI. О воспринятiи оттенка звука
 ОТДЕЛЪ ВТОРОЙ. Нарушенiя звуковаго сочетанiя
КОМБИНАЦIОННЫЕ ТОНЫ И ДРОЖАНIЯ. КОНСОНАНСЪ И ДИССОНАНСЪ

Глава VII. Комбинацiонные тоны
Глава VIII. О дрожанiяхъ простыхъ тоновъ
Глава IX. Низкiе и нижайшiе тоны
Глава X. Дрожанiя верхнихъ тоновъ
Глава XI. Дрожанiя комбинацiонныхъ тоновъ
Глава XII. Объ аккордахъ
 ОТДЕЛЪ ТРЕТIЙ. Сродство звуковъ
ГАММЫ И ТОНАЛЬНОСТЬ

Глава ХIII. Обзоръ различныхъ принциповъ музыкальнаго стиля въ развитiи музыки
Глава ХIV. Тональность гомофонической музыки
Глава XV. Консонирующие аккорды тона
Глава XVI. Система тоновъ
Глава XVII. О диссонирующихъ аккордахъ
Глава XVIII. Законы голосоведенiя
Глава XIX. Соотношенiя къ эстетике

Приложенiя
Алфавитный указатель

Предисловiе
top

Предавая плоды восьмилетняго труда гласности, я прежде всего вменяю себе въ обязанность выразить гласно мою признателъность. Излагаемыя здесь изследованiя требовали для ихъ окончательнаго уясненiя изготовленiя новыхъ инструментовъ, не вполне подходившихъ къ инвентарю Физiологическаго института и стоимость которыхъ превосходила обыденныя средства немецкаго ученаго. Описанный на стр.164 до 173 приборъ для искусственнаго составленiя звуковъ гласныхъ построенъ благодаря щедрости Его Величества Короля Максимилiана Баварскаго, содействiю котораго германское просвещенiе уже обязано въ столькихъ научныхъ отрасляхъ. Земмерингенская премiя, которую мне присудило зенкенбергское общество естествоиспытателей въ Франкфурте на Майне, послужила мне для изготовленiя гармонiона натуральной верной настройки, описаннаго на стр.450. Выражая еще разъ гласно мою признателъность за такое содействiе моимъ трудамъ, я надеюсь, что излагаемыя здесь изследованiя могутъ показать лучше всякихъ словъ благодарности, насколько я старался серьезно воспользоваться доставленными мне средствами, чтобы принести ими полъзу науке.

Гейдельбергъ, въ Октябре 1862.
Г.Гельмгольцъ.

Предисловiе къ третьему изданiю
top

Находящееся передъ читателемъ третье изданiе потерпело более существенныя измененiя, чемъ прежнiя. Въ шестой главе я могъ именно воспользоваться новейшими трудами по физiологiи и анатомiи уха, вследствiе чего должно было во первыхъ измениться сужденiе объ отправленiяхъ Кортiевыхъ дугъ и во вторыхъ, особое суставное соединенiе между молоточкомъ и наковальнею является причиною, что къ сильнейшимъ простымъ тонамъ легко присоединяются верхнiе гармоническiе тоны въ самомъ ухе, отчего этотъ особый рядъ верхнихъ тоновъ, на существованiи которыхъ существенно основана данная здесь теорiя музыки, прiобретаетъ субъективное значенiе, независимое отъ внешнихъ измененiй оттенка звука. Рядъ находящихся здесь новыхъ политипажей, служащiй къ объясненiю анатомическихъ строенiй, заимствованъ по большей части, съ согласiя автора, изъ руководства къ анатомiи г.Генле (Henle); считаю долгомъ повторить ему гласно мою признательность.

Кроме того, я существенно переделалъ главы объ исторiи музыки, и надеюсъ, что оне переданы въ лучшей связи. Впрочемъ я прошу смотреть на этотъ отделъ толъко какъ на компиляцiю изъ второстепенныхъ источниковъ; для изученiя этого чрезвычайно труднаго предмета по оригиналамъ, я не имелъ бы ни времени, ни достаточныхъ предварительныхъ познанiй. Древнейшая исторiя музыки, до начала discantus'a составляетъ почти исключительно безпорядочный сборникъ второстепенныхъ данныхъ, тогда какъ о главныхъ мы можемъ себе составить только гипотетическое представленiе. Между темъ естественно, что всякая теорiя музыки должна стараться внести въ этотъ хаосъ взаимную связь; въ немъ во всякомъ случае заключаются данныя, имеющiя важное значенiе.

При обозначенiи высотъ тоновъ по натуральной верной настройке, я оставилъ не вполне наглядный для сложныхъ отношенiй способ первоначально предложенный Гауптманномъ (Hauptmann) и воспользовался системою г.Эттингена (A. v. Oettingen), какъ это уже сделано въ Французскомъ переводе этого сочиненiя  г.Геру (G.Gueroult).

Желая облегчить читателямъ предъидущихъ изданiй нахожденiе новыхъ добавленiй, я обозначаю места, где они сделаны: отъ стр.174 до 175, отъ 179 до 197, отъ 202 до 207, отъ 223 до 224, 233, 234, 236 вын., 253 вын., 338 вын., 347, 367 до 399, 407, 409 до 412, 429, 438 вын., 463, 494 до 496, 510 до 515, 520,

Приложенiя I, II, XI, XII, XIV, ХVIII.

Алфавитный указатель.

Наконецъ я долженъ себе еще позволить некоторыя замечанiя о способе изложенiя, принятомъ въ этомъ сочиненiи для теорiи музыки, такъ какъ обнародованныя въ этомъ отношенiи возраженiя были почти исключительно направлены противъ теорiи консонанса, какъ будто это и составляло сущность дела. Одни изъ возражателей, которые предпочитали; механическiя объясненiя, выразили свое сожаленiе, что я вообще въ этомъ кругозоре художественнаго творчества и эстетическихъ стремленiй человеческаго духа высказалъ не все, и старались дополнить мою систему новыми вычисленiями. Другiе критики, более метафизическихъ наклонностей, не признали мою теорiю консонанса, а вместе съ темъ и всю мою теорiю музыки, считая ее слишкомъ грубою и механическою.

Да простятъ мне мои критики, если изъ противоречiя ихъ нареканiй я заключаю, что шелъ приблизительно вернымъ путемъ. Я долженъ требовать отъ моей теорiи консонанса, чтобы она была толъко сводомъ возможныхъ для наблюденiя фактовъ, не принимая во вниманiе совершенно впрочемъ необходимой гипотезы объ отправленiяхъ улитки. Но я считаю ошибкою, если теорiю консонанса делаютъ существеннымъ основанiемъ теорiи музыки и былъ того мненiя, что достаточно это выяснилъ въ этомъ сочиненiи. Существенная основа музыки, – мелодiя. Гармонiя составляетъ существенное и необходимое усиливающее средство мелодическаго сродства западно-европейской музыки последнихъ трехъ столетiй, но утонченно развитая музыка существовала целыя тысячилетiя безъ гармонiи и существуетъ еще въ такомъ виде у народовъ не европейскихъ. Кроме того моимъ метафизико эстетическимъ противникамъ я долженъ ответить, что я не думаю чтобы въ теорiи мелодичныхъ построенiй мною были бы оценены слишкомъ ограниченно стремленiя человеческаго духа, если я даже и пытался указать на физiологическiе факты, служащiе исходною точкою для эстетическаго чувства. Темъ же, которымъ кажется, что я недостаточно подвинулъ мои естественно-научныя объясненiя, я возражу, что во первыхъ естествоиспытатель не считаетъ себя вообще обязаннымъ излагать целыя системы о всемъ томъ, что онъ знаетъ, или чего не знаетъ, и во вторыхъ, что я считалъ бы за осужденную такую теорiю, въ которой бы доказывались все законы современнаго генералъ-баса, потому чтобы въ ней было бы слишкомъ много доказано.

Мое характеризированiе минорнаго лада (Mollgeschlecht) встретило большею частью отпоръ со стороны музыкантовъ. Въ этомъ отношенiи, я долженъ сослаться на легко доступные документы и композицiи, относящiеся къ времени развитiя современнаго минора отъ 1500 до 1750 года. При этомъ можно убедиться какъ онъ развивался изменчиво и медленно, и въ томъ, что последнiе следы его неоконченности находятся еще у Себастiана Баха и у Генделя.

Гейдельбергъ, въ Мае 1870.
Г.Гельмгольцъ.

Об авторе
top
photoГельмгольц Герман Людвиг Фердинанд
Выдающийся немецкий физик, математик, физиолог и психолог, один из величайших ученых XIX века. Родился в Потсдаме, в семье учителя. Учился в Военно-медицинском институте в Берлине. С 1843 г. — военный врач в Потсдаме. В 1849 г. был приглашен в Кенигсберг, где получил звание профессора физиологии и патологии. С 1855 г. руководил кафедрой анатомии и физиологии в Бонне, с 1858 г. — кафедрой физиологии в Гейдельберге. В 1870 г. стал членом Прусской академии наук. С 1871 г. — профессор физики Берлинского университета. С 1888 г. — первый директор правительственного Физико-технического института в Шарлоттенбурге.

Герман Гельмгольц внес новое и оригинальное во все области науки, которых он касался, — в физиологию, физику, химию, математику, механику, метеорологию, психологию. В каждой из этих наук он сделал блестящие открытия, которые принесли ему мировую славу. Он впервые математически обосновал закон сохранения энергии, показав его всеобщий характер; разработал термодинамическую теорию химических процессов, ввел понятия свободной и связанной энергий; заложил основы теорий вихревого движения жидкости и аномальной дисперсии; обнаружил и измерил теплообразование в мышцах, измерил скорость распространения нервного импульса. Ему принадлежат основополагающие работы в области физиологии зрения и слуха; он предложил теорию аккомодации, разработал учение о цветовом зрении; создал теорию резонанса и на ее основе — учение о слуховых ощущениях, о голосе, о музыкальных инструментах, дал анализ причин музыкальной гармонии. В число его учеников входили многие выдающиеся ученые, в том числе и русские; среди них были создатель отечественной физиологической школы И. М. Сеченов и крупнейший физик-экспериментатор П. Н. Лебедев.

Информация / Заказ
288 с. (Russian). Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!

Особенности 20-го выпуска:

- исправили предыдущие ошибки

- Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР

- В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек

10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот)

- Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 224 с. (Spanish). Мягкая обложка. 16.9 EUR

De forma viva y amena, el autor expone una diversa información sobre el héroe del libro, la famosa constante matemática que aparece en los lugares más inesperados, obteniendo de este modo una especie de "pequeña enciclopedia" del número pi. La parte principal del libro es de carácter recreativo,... (Подробнее)


Информация / Заказ
896 с. (Russian). Твердый переплет. 43.9 EUR

Полный сборник афоризмов в билингве малоизвестного в России глубокого мыслителя и изысканного писателя из Колумбии Николаса Гомеса Давиды (1913—1994) на тему истории, религии, культуры, политики, литературы.

В КНИГЕ СОДЕРЖАТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Escolios a un texto implícito, 2 volúmenes.... (Подробнее)


Информация / Заказ
376 с. (English). Твердый переплет. 110.9 EUR

The present book includes the first full catalogue of Russian porcelain of the 18th and 19th centuries from the Vladimir Tsarenkov Collection. The collection has over 250 outstanding works by leading Russian manufactories — the Imperial Porcelain Factory in Saint Petersburg and the Gardner Porcelain... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 184 с. (Russian). Мягкая обложка. 13.9 EUR

Автор настоящей книги рассказов --- современная швейцарская писательница Элен Ришар-Фавр, лингвист по образованию, преподававшая в Женевском университете. Ее герои --- почти всегда --- люди, попавшие в беду в какой-то момент жизни, чаще всего --- старики, никому не нужные и неспособные... (Подробнее)


Информация / Заказ
Sheliepin L.A. La coherencia. №09
URSS. 160 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR

El concepto de coherencia surgió en la óptica clásica. Hoy este concepto no sólo se ha convertido en un concepto general de la física, sino que se ha salido del marco de esta ciencia. En este libro el problema de la coherencia se estudia desde diferentes posiciones. Se examinan, además, las propiedades... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 152 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR

Tras una breve introducción a la termodinámica de los procesos reversibles, el autor expone de forma amena y detallada los postulados fundamentales de la termodinámica de los procesos irreversibles. Se presta una atención especial a los efectos de la termodinámica no lineal, a la autoorganización en... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 272 с. (Spanish). Мягкая обложка. 21.9 EUR

El elemento clave de la física contemporánea es el concepto de campo cuántico. Hoy en día se considera que este constituye la forma universal de la materia que subyace a todas sus manifestaciones físicas. Este libro puede ser recomendado como una primera lectura para aquellos estudiantes y físicos de... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 80 с. (Russian). Мягкая обложка. 5.9 EUR

Коллекция забавных историй и легенд, шуточных дефиниций и остроумных высказываний химиков и о химиках. (Подробнее)


Информация / Заказ
Zhúkov A.V., Samovol P.I., Applebaum M.V. La matemática elegante. Problemas y soluciones detalladas
URSS. 232 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR

Los problemas de los que se compone este libro atrajeron a los autores por su estética. Las preguntas ?`qué es lo que hace que nos guste uno u otro problema? y ?`cuál es la fuente de belleza y elegancia en la matemática? constituyen los temas fundamentales que se discuten en esta obra. La exposición... (Подробнее)