URSS.ru Магазин научной книги
Перейти на канал URSS
Обложка Винарская Е.Н. Сознание человека: Взгляд с научного перекрестка Обложка Винарская Е.Н. Сознание человека: Взгляд с научного перекрестка
Id: 234468
14.9 EUR

Сознание человека:
Взгляд с научного перекрестка. Изд. стереотип.

URSS. 376 с. (Russian). ISBN 978-5-397-06217-6.
Серия: Relata Refero
Типографская бумага

Аннотация

Чудо сознания принадлежит к тем явлениям, которые С.П.Капица определил как "очевидное невероятное". Автор настоящей книги, по исходному образованию врач-невролог, работала в нескольких пограничных с неврологией естественно-научных и гуманитарных областях знания, что и позволило ей утверждать, что сознание имеет отношение к философии и психологии в той же мере, что к биологии, физике и семиотике.

Обобщение в этой ...(Подробнее)книге соответствующих материалов современной западной науки и древних восточных учений методом системного синтеза позволяет обсудить проблему предотвращения возможной гибели человечества посредством выявления ключевой роли человека в системе мироздания и понимания пока еще мало осознанного колоссального потенциала его сознания.

Адресовано всем людям, интересующимся проблемами наук о человеке (медикам и педагогам, психологам и лингвистам, физикам, философам и др.) и обеспокоенным судьбой будущих поколений.

Подробная информация:
Оглавление Введение Об авторе

Оглавление
top
ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ I. КОСМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗНАНИЯ
Глава 1.Энергетический каркас сознания
Глава 2.Биоритмы
Глава 3.Чувства, волеизъявления и духовные ценности личности
ЧАСТЬ II. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗНАНИЯ
Глава 4.Биологическая адаптация и бессознательное
Глава 5.Социально-культурная адаптация и уровни сознания
Глава 6.Смысл жизни
ЧАСТЬ III. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗНАНИЯ
Глава 7.Типы знаковых единиц сознания
Глава 8.Смысл и значение знаков (Нейро-психо-лингвистический эксперимент)
Глава 9.Душа и сознание
ЧАСТЬ IV. СОЗНАНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНО- СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Глава 10.Законы сохранения отношений (з.с.о.) в свете теории функциональной системы
Глава 11.Роль сознания в саморегуляции функциональной системы
Глава 12.Дополнительность сознания и бессознательных з. с. о.
ЧАСТЬ V. ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В СВЕТЕ ПРИНЦИПА "ОНТОГЕНЕЗ ПОВТОРЯЕТ ФИЛОГЕНЕЗ"
Глава 13.Какое образование нужно для человека XXI века?
Глава 14.Сознание и знания
Глава 15.Анатомическая симметрия и функциональная асимметрия полушарий мозга человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.  Зонные настройки и знаковые перестройки сознания
Терминологический словарь
Использованная литература

Введение
top
Посвящается российским интеллигентам XXI века

Как ни сомнительны гипотезы, но если они дают
возможность объединить известные явления и предсказывать новые, то они полезны.
К. Циолковский

Феномен сознания был предметом размышлений с тех пор, как человек стал мыслить; сознание неразрывно связано с мышлением, речевой способностью и познавательной деятельностью. Этому феномену посвятили свои труды выдающиеся умы всех времен и всех культур, но сложность его столь велика, что люди каждого поколения вновь и вновь стараются понять его в свете своих исторически актуальных ценностных ориентиров.

К. Циолковскому принадлежит глубокая мысль о том, что научно все, что мы держим в руках, и ненаучно все, чего не понимаем. Это положение можно отнести и к феномену сознания. Позитивные сведения в этой области накапливаются по крупинкам, тогда как многие повторно наблюдаемые факты до сих пор относятся в обществе к числу ненаучных измышлений и просто фантазий. Во всяком случае предметов для размышлений остается более, чем достаточно.

Наступающий, по сухой западной терминологии XXI век, а по красочной образной восточной терминологии – век Водолея, должен многое обновить и изменить в сложившихся традициях жизни. Если человечество хочет сохранить себя, свою культуру, да и свою Планету, то наступивший век должен стать началом преодоления накопившихся противоречий: экологических, демографических, национальных, экономических, политических, религиозных, культурных и пр., и пр.

Известный геолог, физик и эколог А.Н. Дмитриев (2001) убежден, что ХХ век трагичен не столько войнами, сколько оторванностью интеллектуального багажа техногенно ориентированного человечества от фундаментальных знаний об естественных природных процессах. И этот трагизм нарастает с увеличением техногенного давления на геологогеофизическую среду и с резким падением нравственного потенциала человечества. При этом совокупное планетарное сознание человечества, будучи несгармонизированным с естественными природными процессами, является основной причиной большинства природных катастроф на планете.

Противоречивые тенденции в развитии человечества достигли такой остроты, что в общественном сознании то и дело возникают образы грядущего Апокалипсиса. Однако, весь опыт существования цивилизации доказывает, по мнению физика-теоретика и конструктора новейшей техники А.Е. Акимова (1999), что теперь с роковой неотвратимостью следует ожидать скачка в понимании законов Природы, расширения знаний о ней и на этой основе неизбежного возникновения новых технологий, способных решать те проблемы, которые ныне считаются неразрешимыми.

Мы не знаем, когда этот скачок произойдет, но, понятно, что без перестройки сознания людей и его ценностной структуры такой скачок вряд ли возможен. Перестройка ценностного сознания – процесс болезненный. Для россиян это очевидно, судя по тому, что с ними происходит с начала официально объявленной перестройки государственного строя и распада СССР. Люди перестали понимать, что хорошо и что плохо; каким нравственным ценностям нужно следовать; на каком пути можно прогнозировать социальный успех, а на каком – личное и общественное фиаско; где желательно жить и какую профессию выбрать; кого выбирать в лидеры; на что тратить деньги; чему учить детей и следует ли их иметь вообще.

К сожалению, ценностный хаос поразил не только Россию, но и человечество, в целом. Поэтому не только россияне, но и все люди планеты должны быть готовы к кардинальным перестройкам своего поведения, для чего необходимо изменить, в первую очередь, свое сознание. Ведь человек в отличие от животных управляет своим поведением сознательно. Он подчиняет свои инстинкты сознанию. Больше того, он руководствуется не личными целями, а хорошо осознанными общественными целями. Только в этом случае человек чувствует себя комфортно и достигает наибольших успехов в жизни. Осознание себя членом общества, а своих личных целей, как частного случая целей общественных, предполагает у человека хорошо сформированное и гармоничное мировоззрение.

В современном мире с его острейшими противоречиями иметь гармоничное мировоззрение очень трудно, практически невозможно, поскольку для этого нужно изолироваться от ценностных противоречий общества. Люди вязнут в эгоистических личных проблемах и растрачивают свои творческие силы впустую в межличностной конкуренции и борьбе. Выход из этого тупика опять-таки связан с ясным осознанием действительности. Сознание должно подсказать человеку, каких нравственных ценностей ему следует придерживаться и как себя вести, чтобы жить в гармонии не только с самим собой и своим ближайшим окружением, но и с обществом, и с Природой, в целом. Должен произойти переворот в общественном сознании, что может осуществиться, и в этом правы астрологи, в связи с глобальными изменениями в мировой природной системе. Возможно ли это? Думается, что возможно, – природная перестройка уже началась: ожил ряд вулканов, во многих регионах планеты произошли необычно резкие перепады температуры, снегопады, ураганы, наводнения, засухи и подвижки ледников. Нужно хорошо понимать, что такое сознание и как оно связано с Природой, чтобы разобраться с причинами этих природных перестроек.

Однако, до сих пор нет общепринятого определения сознания, что констатируется, например, в международном руководстве по клинической неврологии (J.A.M. Frederiks, 1969), а философ М.К. Мамардашвили обращает внимание на принципиальную парадоксальность сознания. Приходится признать, что человек еще очень мало знает, что такое сознание, и как оно функционирует. Знания в этой области содержатся в составе различных наук: философии и психологии, физиологии и биологии, неврологии и психиатрии, лингвистики и семиотики, культурологии и даже физики. Следовательно, чтобы познать проблему сознания человека, необходим синтез фактов и концепций этих научных дисциплин. Для такого широкого синтеза необходима перестройка характерного для XX века аналитического способа мышления и субординация его адекватному для XXI века синтетическому способу. В.И. Вернадский (1977) утверждал, что настало время, когда ученые специализируются "... не по наукам, а по проблемам. Междисциплинарные комплексные направления в современной науке начинают преобладать, все в большей степени выявляются тенденции взаимопроникновения научных исследований гуманитарных и естественных наук о природных и социальных явлениях". А для этого обществу необходимо творчески овладеть функционально системной методологией.

С современной точки зрения отечественных психологии и философии, сознание – это высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности. Оно возникает в процессе общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком. Отражение сознанием действительности всегда активный процесс. Единство сознания и деятельности – важнейший принцип психологии, позволяющий решить проблему личности.

Сознание представляет собой конкретно-историческую форму психики. В ходе исторического развития сознания перестраиваются отдельные психические процессы: восприятие, память, мышление, речь и пр. Общественно-полезная деятельность человека несет ему знания, в силу чего свойственная человеку форма отражения объективной действительности и называется со-знанием.

Любые значения (образы, представления, языковые значения, теоретические концепции), обладая определенными смыслами, являются содержанием сознания. Значение – это то, что открывается в предмете или явлении объективно и отражается, фиксируется в языке. Оно не зависит от индивидуального отношения человека к действительности и выделяет ее объективные устойчивые свойства. Смыслы выступают прежде всего как отношение, которое создается в жизни, в деятельности субъекта, как личностный смысл, зависящий от мотива деятельности. Значения и смыслы могут совпадать или не совпадать друг с другом в историческом развитии человеческого сознания.

Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. От наследственной природы зависят возможности развития самых различных видов деятельности, но как именно эти возможности будут реализованы в культуре, как сформируются сознание и различные психические процессы – это определяется уже не наследственностью, а всеми условиями жизни субъекта, внешними воздействиями на него среды, в том числе культурной, воспитанием и его собственной деятельностью и отношением к тому, что его окружает.

Внешние причины действуют через внутренние условия и ими опосредствуются. Личность не прививается ребенку извне, а вырабатывается в процессе его деятельности при посредстве центральной нервной системы. Значение мозга в психической деятельности демонстрируется особенностями поведения больных с его очаговыми поражениями, т.е. в своего рода нейропсихологическом эксперименте природы.

Языковое мышление – есть только одна из форм действительного мышления. Знания, накопленные в истории, представляют собой общественное сознание. Впитав в себя исторический опыт, сознание осваивает действительность идеально, направляя при этом всю практическую деятельность человека. Тем самым сознание не только отражает объективный мир, но и творит его. На всем протяжении мировоззренческой борьбы в науке наиболее острой и основной проблемой была и остается проблема сознания и отношения сознания к материи.

Это краткое представление проблемы сознания тем не менее показывает, насколько сложен этот феномен и как много конкретно-научных уточнений и пояснений он требует с неизбежными при этом междисциплинарными согласованиями и обобщениями, что требует, в свою очередь, критического и одновременно творческого рассмотрения современных научных положений с положениями ученых прошлого времени, иногда давно прошедшего. "... без истории предмета нет теории предмета" (Н. Чернышевский. Избр. Соч., с.303).

Существующий в наши дни информационный кризис усугубляет трудности изучения сознания. Наличие избытка слабо осознанных знаний, разделенных к тому же трудно преодолимыми "китайскими стенами", а также огромных междисциплинарных "белых пятен", изучение которых бывает наиболее продуктивным, но организация изучения которых оказывается исключительно сложной; острая нехватка сравнительно молодых специалистов двойной и тройной компетенции, – все это создает характерный для наших дней информационный кризис. Такой информационный кризис естественно усугубляет трудности изучения сознания. В частности, осложняет его та "китайская стена", которая в так называемой Западной науке отделяет проблему сознания от забытых, полузабытых или активно игнорируемых научных положений, проверенных тысячелетиями учений древних мудрецов о духовном поведении человека, о его душе. Назрела острая потребность в синтезе современных положений о сознании Западной науки с положениями древних мудрецов Востока о том же предмете, но в большинстве случаев по-другому именуемых и рассматриваемых в иной культурной традиции.

Конечно, язык восточных трактатов, а также многих произведений ныне живущих последователей восточных мудрецов, многословен и многозначен, отличается смысловыми противоречиями и нечеткой терминологией, даваемые определения могут несколько раз на протяжении одного абзаца изменяться, язык тяготеет к мифу и к трудно проверяемой легенде. Такой язык может раздражать современного логически мыслящего западного ученого и потому изложенные на нем идеи нередко начинают игнорироваться. Но восточные трактаты "эзотерической" литературы и не предназначались для широкого читателя. Эзотерический (esotericos греч. – внутренний) значит тайный, сокровенный, понятный лишь избранным и предназначенный только для посвященных. Если спуститься с высот логического мышления и обратиться к эмоционально выразительному мышлению посредством индивидуализированных расплывчатых образов, то содержание таких трактатов становится понятнее.

Схематизируя можно сказать, что так называемый Западный мир, т.е. США и частично Европа, – это мир богатый и денежный, с умеренным, регламентируемым ростом населения, мир материальных ценностей, рационального мышления, технократии и науки. Восточный мир, представленный странами Азиатского материка, – это мир, отрешенный до недавнего времени от материальных ценностей и с нищим, растущим по геометрической прогрессии населением, мир идеальных ценностей, богатый духовной мудростью, мир уходящих в глубокую древность религий и таинственных эзотерических учений.

Актуальность синтеза западной и восточной культурных традиций назрела давно. Так, можно сослаться на Шри Ауробиндо (1872 – 1950) лидера национально-освободительного движения Индии, мыслителя-пророка, духовного искателя, основоположника интегральной йоги, провозвестника супраментальной эволюции человечества и прекрасного поэта, в том числе и на английском языке. В издававшемся им журнале "Арья" Шри Ауробиндо провозгласил необходимость систематического изучения высших проблем существования и синтеза духовных традиций человечества (западных и восточных), а также и различных видов знания (научного и основанного на интуитивной опыте). Синтез западных и восточных культурных традиций особенно необходим для изучения проблемы сознания. Без изучения этого предмета в обеих культурных традициях вряд ли может быть создана современная теория сознания.

Тяга к синтезу западной и восточной научных традиций существует и внутри самой эзотерики. "Физический план, его самый плотный аспект, почти не содержит тайн в наше время; человек его познал. Но разреженные уровни физического плана остаются скрытыми и являют собой ближайшее поле открытий" (А. Бейли, 1999, с.103). "Современная экзотерическая (западная – Е.В.) наука многое знает о внешней форме, или материальном аспекте с его электрической природой. Эзотерическая наука многое знает о природе субъективных энергий и качествах, окрашивающих и обуславливающих формы. Если разумно соединить оба знания, мы получим более верную и точную психологию, новую науку человеческой культуры" (там же, с.102).

Если взглянуть на карту мира, то видно, что в западном полушарии Западный мир отделяется от Восточного бездонной ямой Тихого океана. В восточном же полушарии Западный и Восточный миры непосредственно соприкасаются: их разделяет лишь пограничный памятный столб. Изучая мозг человека ак. И.П. Павлов создал понятие об анализаторах мозга: отделах мозговой коры, анализирующих модальностно специфические сенсорные (зрительные, слуховые, тактильные и пр.), раздражения; между отдельными модальностно специфическими анализаторами возникают амодальностные зоны перекрытия отдельных анализаторов, деятельность которых направлена на обобщение, синтез специфических сенсорных раздражений, в результате чего возникают абстрактные языковые обобщения. Как известно, языковые обобщения в принципе не могут иметь какой-либо сенсорной модальности. Так, слова не могут быть тактильными, а суффиксы – слуховыми или зрительными.

Между Европой и Азией тоже возникает своего рода зона перекрытия, но уже не анализаторов, а человеческих культур; здесь на территории современной России находится наиболее благоприятный фокус для обобщения западной и восточной культур. Россияне с их многонациональным населением, душевной широтой, терпимой к другим религиям православной верой, образованностью, развитой индустрией с высоким техническим потенциалом, многонациональной культурой, склонностью к теоретическим научным разработкам, вдохновляющим и одновременно таким ужасным опытом построения коммунизма, представляются подходящими исполнителями подобной культурной задачи. Россиянам в наибольшей степени должно быть свойственно диалектическое мышление с пониманием диалектики как науки о всеобщей связи; с представлением о диалектических законах, присущих в равной мере природе, истории общества и самому мышлению; с законами, главными из которых являются: превращение количества в качество, взаимное проникновение полярных противоположностей, когда они доведены до крайности, и превращение их друг в друга, с развитием этих законов путем противоречия или отрицанием отрицания. Обобщение западной и восточной культур с выработкой единого для людей XXI века мировоззрения, – достойная задача нашего времени.

Думается, что эта задача исподволь начала решаться в советский период развития России. Все то уродливое, что вошло в сознание россиян того периода, не может, конечно, заслонить поразительного расширения сознания большинства советских людей. Вместо привычных семейных, общинных, клановых общественных ценностей люди стали ориентироваться на значительно более широкие: классовые, государственные, партийные, межнациональные и даже общечеловеческие. Возникла страстная вера в бескорыстную дружбу народов, в скорое торжество идей коммунизма во всем мире. Не покладая рук и не считаясь ни с какими личными тяготами и жертвами, люди трудились для этих целей, трудились с творческим энтузиазмом. Такой нравственный настрой советского народа помог пережить сталинские репрессии, разгромить в тяжелейшей Отечественной войне 41-45 годов немецкий фашизм и сохранить живую душу народа в годы "застоя" конца ХХ столетия, депрессирующий эффект которого был многократно усилен распадом СССР и так называемой борьбой суверенитетов. Опыт резко расширенного состояния сознания евроазиатских народов начинает восстанавливаться и в центре такой духовной агглютинации все чаще оказываются культурные ценности и гуманистические идеи России.

Свидетельством того, что интеграция западной и восточной культур на территории России идет, служит, как думает философ А.С.Арсеньев (2001), накопленное в русской культуре духовное богатство, в частности философское. Автор обращает внимание на то, что различные концепции и проекты философская мысль строила, начиная от Платона и кончая Марксом; однако эти проекты всегда касались будущего общественного устройства, форм социальности. Для современной же русской философии будущее – это духовное личностное преображение самого Человека. "Сегодня Россия – это не Мессия, явившийся откуда-то для спасения остального человечества. Она – тот реальный "фокус" истории, откуда могут начаться радикальные изменения, разрушающие старое и создающие новое, наиболее страдающая, болевая, рискующая точка, своего рода Голгофа, соединяющая для мыслящих людей всего мира амбивалентные начала: страх и надежду, отрицание и непреодолимое влечение". (А.С. Арсеньев, 2001, с.582). И меньше всего, добавляет ученый, это – торжество великодержавности или национализма, напротив, для духовного преображения нужен уход из сферы политического и социального соревнования.

Можно согласиться с А.С. Арсеньевым, что коммунизм не может быть построен волевым способом. Социальные преобразования общества должны расти естественным образом, как и личность. "Корни этого роста в нравственном личностном самосознании, а отнюдь не в производстве материальных благ, рыночной экономике и соответствующей "демократии", неизбежно ведущих к вещному вырождению Человека, его деградации как личности". Идея личностного роста, как высшая цель жизни, должна захватить ум и чувства людей, преобразовать их сознание. Только такая идея способна пробудить энергию россиян.

"Сознание – это предельное философское понятие, и, следовательно, сама философия есть некая попытка работать на этом пределе. Это особая техника предельных переходов, где последние служат для прояснения непонятной ситуации и превращения ее в понятную" (М.К. Мамардашвили,1990). Автор настоящей работы не является дипломированным философом, но приступая к обсуждению предельного философского понятия "сознание" и ведя это обсуждение "с научного перекрестка", он волей-неволей должен пользоваться весьма абстрактными философскими понятиями, приемлемыми для ряда пограничных научных дисциплин, и затрагивать ряд философских проблем диалектики, аксиологии, гносеологии, онтологии и эпистемологии, философии культуры и методологии научного познания. По-видимому, нужно прислушаться к М.С. Кагану (1996), когда он, развивая идеи философии культуры, говорит о том, что главным уроком истории, связанным с современным уровнем научно-технического прогресса, является окончание всех форм монологического догматизма (физического, духовного, социально-организационного и психолого-идеологического), который привел бы к самоубийству человечества. "Наступает эпоха многомерного диалога – и он должен быть универсальным, всеохватывающим способом существования культуры и человека в культуре" (с.402-405).

Структура работы проста. Ее общая посылка – законы диалектики природы (по Ф.Энгельсу), постепенно дифференцируемые и уточняемые закономерностями функциональных систем. В работе, кроме Введения, пять содержательно перекликающихся частей: часть I/ Космические предпосылки сознания; часть II/ Биологические предпосылки сознания; часть III/ Общественно-исторические предпосылки сознания; часть IV/ Сознание и функционально системные представления; часть V/ Духовное развитие человека в свете принципа "онтогенез повторяет филогенез"; Заключение / Зонные настройки и знаковые перестройки сознания. К концу I, II, и III частей нарастает авторская неудовлетворенность использованием профессионально ограниченной информации и в силу этого односторонностью обсуждаемой проблемы сознания. Поэтому IV часть интегрирует всю информацию I – III частей под функционально системным углом зрения. Как человек является лишь элементом человеческого общества, так и сознание единичного человека – всего лишь часть общечеловеческой культуры, – отсюда часть V, завершаемая Заключением, в которых затрагиваются некоторые уже самые масштабные аспекты проблемы сознания. Гипотетичность ряда излагаемых во всех частях книги положений может быть оправдана, с точки зрения автора, их системным характером: материалы I части находятся в системных корреляциях с материалами II, III, IV и V частей, а материалы этих частей с материалами I части и материалами каждой из них по отдельности.

Учитывая междисциплинарный характер книги, ей придан терминологический словарик. В конце книги имеется список использованной литературы.

Замысел книги вызревал не сразу. В нем нашел выражение опыт многолетней работы, во-первых, по диагностике и неврологическому анализу у больных с очаговыми поражениями мозга расстройств сознания, эмоционально-волевой сферы, восприятия, движений, речи и мышления; во-вторых, по нейропсихологическому и психолингвистическому анализу этих же расстройств и, в-третьих, по функционально-системному анализу рече-мыслительного поведения здорового человека и его бионическому моделированию. Имея в виду формирование этого разнообразного опыта, выражаю глубокую благодарность своим учителям, к сожалению, уже ушедшим из жизни: неврологам Е.К. Сеппу, М.Б. Цукер и Макдональду Критчли (Macdonald Critchlly), неврологу, физиологу и кибернетику Н.А. Бернштейну, нейропсихологу А.Р. Лурия, лингвисту и философу В.А. Звегинцеву, лингвисту-фонетисту Л.Р. Зиндеру, музыковеду Е.В. Назайкинскому. В идейном содержании работы большую роль сыграли такие научные труды как: "История развития нервной системы позвоночных" Е.К. Сеппа, "О построении движений" Н.А. Бернштейна, "Очерки по физиологии функциональной системы" П.К. Анохина, "Мышление и речь" Л.С. Выготского, "Земное эхо солнечных бурь" А.Л. Чижевского, "Теория физического вакуума" Г.И.Шипова и философские статьи М.К. Мамардашвили разных лет.

Приношу свою искреннюю признательность друзьям, способствовавшим обсуждению и разработке отдельных пограничных вопросов: фонетисту С.С. Высотскому, биологу Ю.И. Кузьмину, инженеру Г. И. Фирсову, математику О..Я. Бендерскому, музыковедам А.И. Иванову, Т.Я Радионовой и М.С.Старчеус, лингвистам Г.М. Богомазову и А.М.Антиповой, историку Б.И.Ковалю и знатоку эзотерической литературы Н.И. Гайдуку, а также тем, кто создавал на протяжении ряда лет благоприятные условия для моей работы, прежде всего кибернетикам и бионикам: С.А.Крутовских и Е.С.Кузину.

Помня о пограничном характере сложных и во многом дискуссионных проблем, затронутых в книге, автор благодарит всех ее читателей и ждет от них заинтересованных соображений и критических замечаний. От сознания всех нас, ныне живущих людей, зависят перспективы жизни человечества в III тысячелетии.


Об авторе
top
photoВинарская Елена Николаевна
Доктор медицинских наук, профессор. Работала в области диагностики расстройств речи и мышления при очаговых поражениях мозга, а также в таких смежных с клинической невропатологией сферах, как теоретическая неврология, нейропсихология, нейролингвистика, психофизиология и бионика. Столь разнообразный профессиональный опыт был интегрирован автором под углом зрения злободневных проблем нашего времени в ряде публикаций, среди которых важное место занимает книга «Сознание человека: Взгляд с научного перекрестка» (М.: URSS). В этой работе отразилось творческое мышление Е. Н. Винарской, ее умение выдвигать оригинальные научные гипотезы, синтезировать полидисциплинарные факты в свете функционально-системных идей, подтверждая их при этом примерами из своего богатого практического опыта.

Е. Н. Винарская является также автором книг: «Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии» (М., 1987), «Задержки и дисгармонии развития при воспитании детей методами силового принуждения» (М., 1994), учебных пособий: «Выразительные средства текста (на материале русской поэзии)» (М., 1989) и «Возрастная фонетика» (в соавт. с Г. М. Богомазовым; М., 2005); ее научные статьи опубликованы в научных журналах и сборниках.

Информация / Заказ
288 с. (Russian). Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!

Особенности 20-го выпуска:

- исправили предыдущие ошибки

- Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР

- В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек

10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот)

- Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее)


Информация / Заказ
896 с. (Russian). Твердый переплет. 43.9 EUR

Полный сборник афоризмов в билингве малоизвестного в России глубокого мыслителя и изысканного писателя из Колумбии Николаса Гомеса Давиды (1913—1994) на тему истории, религии, культуры, политики, литературы.

В КНИГЕ СОДЕРЖАТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Escolios a un texto implícito, 2 volúmenes.... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 144 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR

En el presente libro se exponen un curso rápido de estiramiento facial natural y un curso intensivo de masaje puntual de la cabeza y el rostro, los cuales le ayudarán a rejuvenecer diez o más años.

Durante la elaboración de los cursos, el autor tuvo en cuenta el alto grado de ocupación de las mujeres... (Подробнее)


Информация / Заказ
376 с. (English). Твердый переплет. 110.9 EUR

The present book includes the first full catalogue of Russian porcelain of the 18th and 19th centuries from the Vladimir Tsarenkov Collection. The collection has over 250 outstanding works by leading Russian manufactories — the Imperial Porcelain Factory in Saint Petersburg and the Gardner Porcelain... (Подробнее)


Информация / Заказ
Zhúkov A.V., Samovol P.I., Applebaum M.V. La matemática elegante. Problemas y soluciones detalladas
URSS. 232 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR

Los problemas de los que se compone este libro atrajeron a los autores por su estética. Las preguntas ?`qué es lo que hace que nos guste uno u otro problema? y ?`cuál es la fuente de belleza y elegancia en la matemática? constituyen los temas fundamentales que se discuten en esta obra. La exposición... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 184 с. (Russian). Мягкая обложка. 13.9 EUR

Автор настоящей книги рассказов --- современная швейцарская писательница Элен Ришар-Фавр, лингвист по образованию, преподававшая в Женевском университете. Ее герои --- почти всегда --- люди, попавшие в беду в какой-то момент жизни, чаще всего --- старики, никому не нужные и неспособные... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 128 с. (Russian). Мягкая обложка. 12.9 EUR

Это рассказы о любви, нежности, желании и страсти, которая бывает и возвышенной, и цинично-жестокой.

В них абсурд и гротеск чередуются с методичной рассудочностью, милосердием и муками совести.

Их персонажи – человеческие, слишком человеческие, - однажды встречаются, проживают кусок... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 15.9 EUR

La teoría cuántica es la más general y trascendente de las teorías físicas de nuestros tiempos. En este libro se relata cómo surgieron la mecánica cuántica y la teoría cuántica de campos; además, en una forma accesible se exponen diferentes tipos de campos físicos, la interacción entre ellos y las transformaciones... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR

En el libro se presenta de una manera clara y amena un sistema de ejercicios que contribuyen al rejuvenecimiento del rostro sin necesidad de recurrir a una intervención quirúrgica. El sistema es accesible a todos, no exige gastos materiales complementarios y es extraordinariamente efectivo. Todo el que... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 504 с. (Spanish). Мягкая обложка. 32.9 EUR

Estamos tan habituados a que la ciencia describa la realidad mediante ecuaciones de asombrosa eficacia que raramente nos detenemos a pensar en la gentileza que demuestra el mundo prestándose a ello. ¿Por qué la naturaleza obedece reglas matemáticas tan magníficamente precisas?... (Подробнее)