Опера – один из самых популярных и любимых народом видов музыкального творчества. Интерес к опере и широкое ее признание объясняются прежде всего силой идейно-эмоционального воздействия, которое она оказывает как произведение синтетическое. Оперный спектакль объединяет музыку (вокальную и инструментальную), литературу (в частности, поэзию), театр (драматургию, игру актеров, сценическое действие), изобразительное искусство (декорации, костюмы и пр.), танец и пластическое движение; к этому нужно добавить театрально-технические эффекты, в частности световые. Главное же место в этом комплексе занимает музыка. Эти особенности оперы обеспечили ей положение одного из ведущих, демократичных, идейно емких и богатых художественно-выразительными возможностями видов музыкального искусства. Опера стала, образно выражаясь, своего рода мощным рупором авторских идей, доносящим творческие замыслы ее создателей до самого широкого круга слушателей, что обусловило важную общественную роль оперы на разных этапах ее развития. Опера неоднократно становилась своеобразным выразителем общественных настроений и той искрой, которая воспламеняла общественные страсти, разжигала идеологические споры, особенно в периоды обострения классовой борьбы. В этих свойствах и особенностях коренится, повидимому, особая притягательная сила оперы для композиторов, стремящихся к общению с народом. "Есть нечто неудержимое, влекущее всех композиторов к опере, – писал Чайковский. – Это то, что только она одна дает вам средство сообщаться с массами публики... Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных кружков, но при благоприятных условиях – всего народа". Характерно, что именно к опере обратился Глинка, создавая национальное по музыке и сюжету произведение, и к вящей славе отечественного оперного искусства день первого спектакля "Ивана Сусанина" (9 декабря 1836 г.) стал днем рождения русской музыкальной классики. Значение и возможности оперы понимали не только композиторы. Великий русский мыслитель Н.Г.Чернышевский, уделивший в своем знаменитом трактате "Эстетические отношения искусства к действительности" сравнительно меньше внимания искусству музыки, нашел уместным отметить, что опера является "полнейшей формой музыки как искусства". Наделенные богатством музыкально-поэтического содержания и прогрессивные по идейно-художественной направленности оперы классиков русской музыки – "Иван Сусанин" Глинки, "Русалка" Даргомыжского, "Князь Игорь" Бородина, "Борис Годунов" Мусоргского, "Псковитянка" Римского-Корсакова, "Пиковая дама" Чайковского, – всегда вызывали взволнованный и благодарный отклик передовых кругов русского общества. Общественное значение и художественные достоинства оперы получили высокую оценку и в наше время. С первых же лет Великого Октября оперное искусство неизменно окружено вниманием Коммунистической партии. Оперу любит и ценит советский народ, она постоянно находится в поле зрения советских композиторов. И примечательно, что советские слушатели любят оперу не безотчетно, а требовательно, действенно, стремясь разобраться во всех слагаемых, всех особенностях этого искусства. Непосредственное общение с широкими кругами любителей музыки и всеми, кому дорого музыкальное искусство (автор этих строк затрагивал вопросы оперного творчества в многочисленных лекциях по истории и теории музыки в Народных университетах культуры, лекториях и т.п.), позволило прийти к выводу, что к наиболее интересующим их вопросам относятся: особенности строения оперы, функции отдельных исполнительских групп, происхождение и основные этапы развития оперы и современное состояние оперного творчества в СССР и за рубежом. Заслуживает быть отмеченным, что зачастую преобладающий интерес вызывали вопросы, связанные с историей развития оперных жанров. Это можно объяснить тем, что сведения о формах оперного пения и строения оперы имеются в музыкальных словарях и работах, посвященных анализу музыкальных форм, тогда как популярные книги по истории оперы до последнего времени были "белым пятном" на карте нашей музыкально-издательской деятельности. Это и послужило стимулом к написанию предлагаемой популярной брошюры и вместе с тем определило круг и объем излагаемых в ней сведений. История оперы здесь рассматривается – с минимальными отступлениями – только в плане развития ее как особого вида (жанра) музыкального творчества, то есть в основном, лишь в одном аспекте. Поэтому в брошюре почти не затрагиваются вопросы эволюции оперной тематики, языка оперы и т.д., не освещаются история и проблематика оперного исполнительства. Даты, упоминаемые в тексте, приводятся по новому стилю. При подготовке второго издания автор учел критические замечания кандидата искусствоведения А.Н.Должанского, за которые приносит ему глубокую благодарность. Н.А.Римского-Корсакова, И.Ф.Стравинского, И.О.Дунаевского, А.Онеггера, Л.Бетховена, Ф.Шопена. Вайнкоп Юлиан Яковлевич Известный советский музыковед. Родился в Витебске. В 1925 г. окончил факультет общественных наук и правовое отделение Ленинградского университета. В 1918–1920 гг. учился по классу композиции в Витебской консерватории. В 1929 г. окончил отдел (разряд) теории и истории музыки Ленинградского института истории искусств (занимался у Б. В. Асафьева, Р. И. Грубера, М. О. Штейнберга и В. В. Щербачева). В 1925–1927 гг. преподавал теоретические предметы в 4-м музыкальном техникуме. В 1930–1933 гг. — художественный руководитель Общества камерной музыки, в 1928–1936 гг. — заведующий редакцией музыкального издательства «Тритон» в Ленинграде. В 1943–1949 гг. преподавал историю музыки в Театральном институте им. А. Н. Островского и в Высшем военно-политическом училище. В 1941–1945 гг. был художественным руководителем, а в 1944–1949 гг. — старшим консультантом Концертного бюро Ленинградской филармонии. Выступал в качестве лектора.
Ю. Я. Вайнкоп — автор работ по музыковедению, биографий известных композиторов, статей и популярных очерков. В числе его трудов: «Квартет имени Глазунова (1919–1939). Очерк», «Могучая кучка», «„Двенадцать“ В. Салманова», «Музыкальный календарь. Советские композиторы», «Квартеты Бетховена», «Краткий биографический словарь композиторов» (совм. с И. Л. Гусиным), а также книги, посвященные жизни и творчеству М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, И. Ф. Стравинского, И. О. Дунаевского, А. Онеггера, Л. Бетховена, Ф. Шопена. |
URSS. 184 с. (Russian). Мягкая обложка. 13.9 EUR
Автор настоящей книги рассказов --- современная швейцарская писательница Элен Ришар-Фавр, лингвист по образованию, преподававшая в Женевском университете. Ее герои --- почти всегда --- люди, попавшие в беду в какой-то момент жизни, чаще всего --- старики, никому не нужные и неспособные... (Подробнее) URSS. 128 с. (Russian). Мягкая обложка. 12.9 EUR
Это рассказы о любви, нежности, желании и страсти, которая бывает и возвышенной, и цинично-жестокой. В них абсурд и гротеск чередуются с методичной рассудочностью, милосердием и муками совести. Их персонажи – человеческие, слишком человеческие, - однажды встречаются, проживают кусок... (Подробнее) URSS. 200 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
La presente edición de la obra Matemática en el tablero de ajedrez, del conocido ajedrecista y escritor Yevgueni Guik, consta de tres tomos, a lo largo de los cuales se describen diversos puntos de contacto entre estas dos actividades del intelecto humano. Se resuelven diversos tipos de problemas matemáticos... (Подробнее) 896 с. (Russian). Твердый переплет. 43.9 EUR
Полный сборник афоризмов в билингве малоизвестного в России глубокого мыслителя и изысканного писателя из Колумбии Николаса Гомеса Давиды (1913—1994) на тему истории, религии, культуры, политики, литературы. В КНИГЕ СОДЕРЖАТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Escolios a un texto implícito, 2 volúmenes.... (Подробнее) URSS. 152 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR
Tras una breve introducción a la termodinámica de los procesos reversibles, el autor expone de forma amena y detallada los postulados fundamentales de la termodinámica de los procesos irreversibles. Se presta una atención especial a los efectos de la termodinámica no lineal, a la autoorganización en... (Подробнее) URSS. 504 с. (Spanish). Мягкая обложка. 32.9 EUR
Estamos tan habituados a que la ciencia describa la realidad mediante ecuaciones de asombrosa eficacia que raramente nos detenemos a pensar en la gentileza que demuestra el mundo prestándose a ello. ¿Por qué la naturaleza obedece reglas matemáticas tan magníficamente precisas?... (Подробнее) 376 с. (English). Твердый переплет. 110.9 EUR
The present book includes the first full catalogue of Russian porcelain of the 18th and 19th centuries from the Vladimir Tsarenkov Collection. The collection has over 250 outstanding works by leading Russian manufactories — the Imperial Porcelain Factory in Saint Petersburg and the Gardner Porcelain... (Подробнее) URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se presenta de una manera clara y amena un sistema de ejercicios que contribuyen al rejuvenecimiento del rostro sin necesidad de recurrir a una intervención quirúrgica. El sistema es accesible a todos, no exige gastos materiales complementarios y es extraordinariamente efectivo. Todo el que... (Подробнее) URSS. 160 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR
El concepto de coherencia surgió en la óptica clásica. Hoy este concepto no sólo se ha convertido en un concepto general de la física, sino que se ha salido del marco de esta ciencia. En este libro el problema de la coherencia se estudia desde diferentes posiciones. Se examinan, además, las propiedades... (Подробнее) URSS. 272 с. (Spanish). Мягкая обложка. 21.9 EUR
El elemento clave de la física contemporánea es el concepto de campo cuántico. Hoy en día se considera que este constituye la forma universal de la materia que subyace a todas sus manifestaciones físicas. Este libro puede ser recomendado como una primera lectura para aquellos estudiantes y físicos de... (Подробнее) |