Показать ещё...
Настоящая книга представляетъ собой отдельный оттискъ статей, которыя были помещены мною въ журнале "Вопросы философии и психологии" кн.108, 109, 110 и 111 (за 1911 и 1912 годы). Такъ какъ этотъ оттискъ изготовлялся одновременно съ печатаниемъ журнала, то статьи воспроизводятся въ немъ лишь съ самыми незначительными изменениями, сравнительно съ текстомъ, напечатаннымъ въ журнале. Здесь содержится попытка обоснования нравственнаго долга, которая вскоре будетъ дополнена печатаемой мною въ настоящее время книгой "Очеркъ истории этическихъ учений". Москва, 29 февраля 1912 г. В.М.Хвостовъ
Я намеренъ въ ряде статей подвергнуть обстоятельному разсмотрению вопросъ о ценности жизни. Я нисколько не скрываю отъ себя всей трудности и сложности этого вопроса. Дело идетъ не более и не менее, какъ о томъ, чтобы разобраться въ основахъ нравственнаго мировоззрения, высказать определенныя суждения о конечныхъ проблемахъ этики. Задача эта въ высшей степени ответственна, но она въ тоже время принадлежитъ къ числу техъ, отъ которыхъ почти немыслимо уклониться каждому, кто занимается специально вопросами права и обществоведения. Мне лично съ давнихъ поръ приходится серьезно думать о подобныхъ проблемахъ и искать ихъ посильнаго решения, которое легло бы въ основу моихъ соображений по более частнымъ вопросамъ общественныхъ наукъ. Въ результате моихъ изысканий въ этой области уже возникъ рядъ статей по этическимъ вопросамъ, составившихъ затемъ два сборника. Первый изъ этихъ сборниковъ – "Этюды по современной этике" – появился въ 1908 году, второй – "Нравственная личность и общество" – вышелъ изъ печати въ 1911 году. Но въ этихъ сборникахъ статей основная проблема о ценности жизни затрогивается только мимоходомъ и не подвергнута систематической разработке. Между темъ у меня успело сложиться определенное представление о томъ пути, по которому надлежитъ идти при разрешении этой проблемы. Вотъ почему я и решаюсь въ ряде статей, которыя будутъ стоять въ тесной связи одна съ другой, составляя какъ бы главы отдельной книги, систематически заняться указанной основной этической проблемой. Какъ уже было установлено мною въ публичной лекции подъ заглавиемъ "Чего не можетъ намъ дать научное знание?" (вошла въ сборникъ "Нравственная личность и общество"), вопросъ о ценности жизни принадлежитъ къ числу проблемъ, находящихся на рубеже между философией и религией. Не однимъ только знаниемъ решается этотъ вопросъ, если понимать подъ знаниемъ совокупность научно установленныхъ истинъ, но и живущимъ въ насъ мистическимъ элементомъ, верой. Не будучи однако богословомъ по подготовка, я не берусь за чисто релипозную сторону проблемы; въ частности, я не намеренъ заниматься изследованиемъ и толкованиемъ религиознаго предания и догматовъ положительныхъ религий. Я буду оставаться на почве исключительно общефилософскихъ разсуждений, хотя, конечно, въ самой постановка вопроса существенно разойдусь со многими модными въ наше время течениями философской мысли. Именно, я твердо убежденъ, что философия, если она ставитъ своей задачей обоснование нравственнаго мировоззрения, не можетъ держаться силами одного только рационализма. Этимъ я не хочу, конечно, сказать, что философъ въ свойхъ изысканияхъ можетъ идти какимъ-либо инымъ путемъ, кроме логическаго анализа и логической аргументации. Моя мысль состоитъ въ томъ, что строго логическое разсуждение въ данной области неизбежно должно привести насъ къ признанию определенныхъ границъ рационализма и къ убеждению въ недостаточности эмпирическихъ данныхъ и логическаго мышления для разрешения поставленнаго вопроса о ценности жизни. Мы не въ состоянии удовлетворительно объяснить окружающий насъ миръ, членами котораго мы все являемся, чисто логическими средствами. Въ мире слишкомъ много элементовъ иррацюнальныхъ для того, чтобы онъ могъ сполна и адэкватно уложиться въ узкия рамки логическихъ формулъ. И притомъ, какъ разъ въ области вопроса о добре и зле и о ценности жизни, эти иррациональныя стороны бьтия получаютъ решающее значение. Поэтому въ этой области или все останется на веки неяснымъ и непонятнымъ для насъ, или же мы должны открыто признать здесь компетентность иныхъ источниковъ познания, кроме техъ, которые въ науке известны подъ именемъ опыта и логическаго мышления. При такой постановке вопроса я стою, въ общемъ, на той же почве, на которой стоятъ таюе видные представители современной философской мысли, какъ Бергсонъ и Джемсъ, сочинения которыхъ въ значительной степени содействовали укреплению моихъ взглядовъ. Но самые взгляды начали у меня складываться независимо отъ этихъ мыслителей и потому мои выводы не примыкаютъ целикомъ ни къ тому, ни къ другому изъ нихъ. Между прочимъ, я думаю, что стою отъ нихъ не въ большей зависимости, чемъ отъ Канта, въ творенияхъ котораго я нахожу большое подкрепление сложившихся у меня соображений о правильной постановке этической проблемы. Много родственнаго нахожу я затемъ у представителей специально русской мысли, и притомъ не только у философовъ, вроде Вл.Соловьева, но и у такихъ художниковъ, какъ нашъ безсмертный Достоевский. Такимъ образомъ, моя основная идея состоитъ въ томъ, что въ области нравственнаго мировоззрения логический анализъ даваемаго самою жизнью материала неизбежно приводитъ насъ къ установлению естественныхъ границъ научнаго знания и рационалистическаго мышления и заставляетъ признать правомерность въ этой области иныхъ источниковъ знания, а именно, пользуясь терминологией Канта, разума практическаго, который во многомъ и весьма существенномъ отличается отъ разума спекулятивнаго или теоретическаго. Средствами логическаго мышления мы должны разбираться не только въ данныхъ внешняго опыта и общепсихологическаго наблюдения, на которыхъ строится наука въ обычномъ ея понимании, но и въ данныхъ опыта сверхчувственнаго, религиознаго, въ данныхъ практическаго разума, насколько окажется возможнымъ претворить показания этихъ источниковъ въ логическия формулы. Многое при этомъ окажется съ логической точки зрения необъяснимымъ и передъ этимъ результатомъ придется преклониться логическому мышлению. Рационализму придется признать, что наша человеческая логика неадэкватна миру, что логический разумъ безсиленъ вполне постигнуть его тайну и что человечество живетъ не однимъ научнымъ знаниемъ, но и верой. Такъ оно жило до сихъ поръ, такъ будетъ жить и впоследствии. Такой выводъ вытекаетъ изъ безпристрастнаго анализа человеческой ограниченной природы. Говоря словами Канта, только такое положеше соответствуетъ общему положению человека во вселенной: человекъ ведь является здесь не господиномъ и не творцомъ, но только тварью. "Хотя мы и законодательные члены царства нравственности, говоритъ Кантъ, возможнаго благодаря свободе и заповеданнаго намъ практическимъ разумомъ, но мы въ тоже время подданные, а не владыки его: непринятие этой нашей низшей ступени, какъ тварей, и возстание самомнения противъ величия святаго закона, есть уже уклонение отъ него по духу, хотя бы буква его была выполнена". Въ связи съ такимъ расширениемъ источниковъ нравственнаго познания расширяется и понятие разумности, съ которымъ намъ постоянно придется оперировать въ дальнейшемъ изложении. Подъ этимъ словомъ въ области этики придется понимать не одну только силу логическаго анализа, но всю ту мощь духовнаго начала, которая поднимаетъ человека надъ всемъ остальнымъ известнымъ намъ миромъ живыхъ существъ и которая делаетъ человека носителемъ нравственнаго закона въ эмпирическомъ мире. Подробнее эта мысль будетъ выяснена въ последующихъ статьяхъ. Хвостов Вениамин Михайлович Известный российский социолог, правовед, философ. Окончил юридический факультет Московского университета. Доктор римского права (1898), профессор права Московского университета (с 1899 г.). Преподавал на Высших женских курсах и в университете А. Л. Шанявского. Сотрудничал с журналом «Вопросы философии и психологии», был членом Московского психологического общества.
В своих работах в области социологии В. М. Хвостов выделял теоретическую (основную) социологию, исследующую социальные законы и связи, и социальную типологию, занимающуюся определением и характеристикой основных исторических типов общественной организации. Им был проделан один из первых в русской традиции критический анализ методологических основ западной и российской социологии. В социальной философии он использовал идеи Вундта, Зиммеля и Дюркгейма. Много внимания в его трудах уделялось этической проблематике, особенно соотношению нравственности и права, а также этическим нормам. |
URSS. 144 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se describe de manera accesible y amena un sistema de ejercicios para el rejuvenecimiento facial. Los ejercicios se ilustran mediante fotografías que facilitan la comprensión del texto y permiten realizar individualmente la gimnasia. Los resultados alcanzados tras la realización del curso... (Подробнее) URSS. 504 с. (Spanish). Мягкая обложка. 32.9 EUR
Estamos tan habituados a que la ciencia describa la realidad mediante ecuaciones de asombrosa eficacia que raramente nos detenemos a pensar en la gentileza que demuestra el mundo prestándose a ello. ¿Por qué la naturaleza obedece reglas matemáticas tan magníficamente precisas?... (Подробнее) URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 15.9 EUR
La teoría cuántica es la más general y trascendente de las teorías físicas de nuestros tiempos. En este libro se relata cómo surgieron la mecánica cuántica y la teoría cuántica de campos; además, en una forma accesible se exponen diferentes tipos de campos físicos, la interacción entre ellos y las transformaciones... (Подробнее) URSS. 152 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR
Tras una breve introducción a la termodinámica de los procesos reversibles, el autor expone de forma amena y detallada los postulados fundamentales de la termodinámica de los procesos irreversibles. Se presta una atención especial a los efectos de la termodinámica no lineal, a la autoorganización en... (Подробнее) URSS. 144 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el presente libro se exponen un curso rápido de estiramiento facial natural y un curso intensivo de masaje puntual de la cabeza y el rostro, los cuales le ayudarán a rejuvenecer diez o más años. Durante la elaboración de los cursos, el autor tuvo en cuenta el alto grado de ocupación de las mujeres... (Подробнее) URSS. 224 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
La presente edición de la obra Matemática en el tablero de ajedrez, del conocido ajedrecista y escritor Yevgueni Guik, consta de tres tomos, a lo largo de los cuales se describen diversos puntos de contacto entre estas dos actividades del intelecto humano. Se resuelven diversos tipos de problemas matemáticos... (Подробнее) URSS. 184 с. (Russian). Мягкая обложка. 13.9 EUR
Автор настоящей книги рассказов --- современная швейцарская писательница Элен Ришар-Фавр, лингвист по образованию, преподававшая в Женевском университете. Ее герои --- почти всегда --- люди, попавшие в беду в какой-то момент жизни, чаще всего --- старики, никому не нужные и неспособные... (Подробнее) 376 с. (English). Твердый переплет. 110.9 EUR
The present book includes the first full catalogue of Russian porcelain of the 18th and 19th centuries from the Vladimir Tsarenkov Collection. The collection has over 250 outstanding works by leading Russian manufactories — the Imperial Porcelain Factory in Saint Petersburg and the Gardner Porcelain... (Подробнее) 896 с. (Russian). Твердый переплет. 43.9 EUR
Полный сборник афоризмов в билингве малоизвестного в России глубокого мыслителя и изысканного писателя из Колумбии Николаса Гомеса Давиды (1913—1994) на тему истории, религии, культуры, политики, литературы. В КНИГЕ СОДЕРЖАТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Escolios a un texto implícito, 2 volúmenes.... (Подробнее) URSS. 128 с. (Russian). Мягкая обложка. 12.9 EUR
Это рассказы о любви, нежности, желании и страсти, которая бывает и возвышенной, и цинично-жестокой. В них абсурд и гротеск чередуются с методичной рассудочностью, милосердием и муками совести. Их персонажи – человеческие, слишком человеческие, - однажды встречаются, проживают кусок... (Подробнее) |