Изучая проблемы "психологии творчества", психолог не может не призадуматься над вопросом: чем объясняется тот факт, что, не взирая на ценные достижения психологии и крупные завоевания сопредельных е ней естественно-научных дисциплин, так называемая "психология творчества" до сих пор все еще не отвоевала себе прав гражданства самостоятельной науки? Ответ на этот вопрос приводит вдумчивого психолога к выводу, что "психология творчества", по крайней мере, в нынешнем ее состоянии – еще не наука: она-наука будущего и не в праве притязать на авторитет самостоятельной науки до тех пор, пока не будет решен кардинальный вопрос о возможности построения метода для объективного изучения многогранных и своеобразных, по структуре своей, процессов творчества. Отсутствием объективного метода объясняется, по моему мнению, характерная тенденция большинства психологов и эстетиков-восполнить этот существенный дефект метафизическими предпосылками, предрешающими выводы и русло их спекулятивных построений. Отсюда объясняется тот догматизм и субъективизм, которым страдают, в громадном большинстве случаев, попытки построения теории творчества: посколько в эти теории просачивается яд метафизики, – они неизбежно разрешаются в замаскированную метафизику, выдаваемую за психологию творчества. Наиболее ярко эта скрытая метафизическая тенденция обозначается в мистических теориях творчества и в особенности-в так называемой "теории бессознательного творчества" и "творческой интуиции". Посвящая характеристике и критическому анализу мистических теорий четвертую и пятую главы настоящего труда, я вскрываю несостоятельность их методологических предпосылок и выводов, покоющихся на скрытом догматизме, отмечая внутренняя противоречия в построении этих теорий, подрывающия в корне их научный авторитет. Творцы этих теорий, страдающих крайним субъективизмом и догматизмом, упускают из виду, что доколе не решен вопрос о методе для объективного изучения природы творческих эмоций, – до тех пор не может быть и речи о построении психологии творчества как науки. Посильная попытка решения этой сложной методологической задачи привела меня к анализу скрытых метафизических предпосылок мистической теории творчества и критике ее основоположений. Такая постановка вопроса послужила для меня точкой опоры для сравнительного анализа методологических предпосылок мистической и рационалистической теорий творчества и построения позитивной теории творчества на критически переработанных принципах объективного изучения человеческой личности. Если психология творчества хочет стать наукой, она должна раз навсегда, отрешиться от всяких метафизических предпосылок и строить свои положения на строго научном фундаменте, почерпая материал для своих построений в данных объективного изучения личности человека в свете биологии и рефлексологии: крупные завоевания естественных наук и достижения рефлексологии раскрывают перед психологом широкие перспективы возможного построения психологии творчества, как науки будущего. Настоящий труд был прочитан мною, в качестве цикла докладов, в Ученой Конференции Института по изучению мозга и в Психоневрологической Академии, вызвав живой обмен мнений между докладчиком и почтенными проф. М.Я.Басовым, проф. В.М.Бехтеревым, проф. А.К.Борсуком, проф. Л.Л.Васильевым, проф. А.В.Гервером, проф. Г.А.Каганом, проф. П.В.Кашкадамовым, проф. Мухиным, проф. В.И.Эвергетовым, проф. Д.В.Фельдбергом и др. Пользуюсь случаем выразить им искреннюю признательность за ценные указания и соображения, высказанные ими в прениях по поводу настоящего труда. Почитаю приятным долгом выразить искреннюю признательность глубокоуважаемому профессору Владимиру Михайловичу Бехтереву, любезно предоставившему мне возможность опубликовать в настоящем труде свои ценные наблюдения и соображения по вопросам психологии творчества в виде любезно написанной им для этой книги статьи "О творчестве с рефлексологической точки зрения": она напечатана в приложении к этой книге (см. "Неизданные материалы по вопросам психологии творчества"), где приведены также наблюдения, самопризнания и автобиографические сообщения писателей (Л.Н.Толстого, Л.Н.Урванцова), ученых, (проф. Л.Л.Васильева) и художников (академика И.Я.Гинцбурга, К.К.Вроблевского и любезно предоставленные мне президиумом Общества им. А.И.Куинджи анкеты группы художников), представляющие ценный неизданный материал по вопросам научного, литературного и художественного творчества. Пользуюсь случаем выразить признательность профессору А. X, Юргенсону, любезно изъявившему готовность перевести настоящий труд на немецкий язык для немецкого издания. Прилагаемый к настоящему труду указатель иностранной и русской литературы вопроса, не взирая на его неполноту, облегчит, быть может, читателям поиски литературных материалов по вопросам психологии и теории творчества, и сопредельных с ними дисциплин. С.Г
Ленинград,
10 января 1924 г.
Грузенберг Семен Осипович Известный отечественный историк философии, психолог, литературный критик. Образование получил на юридическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета. В 1904 г. читал лекции по новой философии в Высшей русской школе в Париже. Вступив в столичную адвокатуру, посвятил, тем не менее, свои силы научно-литературной деятельности. В 1908 г. был допущен к экзамену на степень магистра философии. Преподавал философию в Петербургском психоневрологическом институте и других высших и средних учебных заведениях Санкт-Петербурга. Доктор философии Петроградского университета, специалист по философии А. Шопенгауэра, член Шопенгауэровского общества в Германии. Редактор философского отделения серии «Библиотека знания», член редакции журнала «Вестник знания». Печатался в «Научном обозрении», «Вопросах философии и психологии», «Восходе», «Жизни и искусстве», «Живописном обозрении», «Театре и искусстве», «Будущности», «Неделе», «Вестнике знания»; автор статей в Русской и Еврейской энциклопедиях, сборниках, а также книг, посвященных истолкованию учений немецких философов Артура Шопенгауэра и Куно Фишера.
|
URSS. 224 с. (Spanish). Мягкая обложка. 16.9 EUR
De forma viva y amena, el autor expone una diversa información sobre el héroe del libro, la famosa constante matemática que aparece en los lugares más inesperados, obteniendo de este modo una especie de "pequeña enciclopedia" del número pi. La parte principal del libro es de carácter recreativo,... (Подробнее) URSS. 224 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
La presente edición de la obra Matemática en el tablero de ajedrez, del conocido ajedrecista y escritor Yevgueni Guik, consta de tres tomos, a lo largo de los cuales se describen diversos puntos de contacto entre estas dos actividades del intelecto humano. Se resuelven diversos tipos de problemas matemáticos... (Подробнее) URSS. 200 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
La presente edición de la obra Matemática en el tablero de ajedrez, del conocido ajedrecista y escritor Yevgueni Guik, consta de tres tomos, a lo largo de los cuales se describen diversos puntos de contacto entre estas dos actividades del intelecto humano. Se resuelven diversos tipos de problemas matemáticos... (Подробнее) URSS. 304 с. (Spanish). Мягкая обложка. 29.9 EUR
¿Qué es la dimensión del espaciotiempo? ¿Por qué el mundo que observamos es tetradimensional? ¿Tienen el espacio y el tiempo dimensiones ocultas? ¿Por qué el enfoque pentadimensional de Kaluza, el cual unifica la gravitación y el electromagnetismo, no obtuvo el reconocimiento general? ¿Cómo se puede... (Подробнее) 376 с. (English). Твердый переплет. 110.9 EUR
The present book includes the first full catalogue of Russian porcelain of the 18th and 19th centuries from the Vladimir Tsarenkov Collection. The collection has over 250 outstanding works by leading Russian manufactories — the Imperial Porcelain Factory in Saint Petersburg and the Gardner Porcelain... (Подробнее) URSS. 152 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR
Tras una breve introducción a la termodinámica de los procesos reversibles, el autor expone de forma amena y detallada los postulados fundamentales de la termodinámica de los procesos irreversibles. Se presta una atención especial a los efectos de la termodinámica no lineal, a la autoorganización en... (Подробнее) URSS. 80 с. (Russian). Мягкая обложка. 5.9 EUR
Коллекция забавных историй и легенд, шуточных дефиниций и остроумных высказываний химиков и о химиках. (Подробнее) URSS. 144 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se describe de manera accesible y amena un sistema de ejercicios para el rejuvenecimiento facial. Los ejercicios se ilustran mediante fotografías que facilitan la comprensión del texto y permiten realizar individualmente la gimnasia. Los resultados alcanzados tras la realización del curso... (Подробнее) URSS. 160 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR
El concepto de coherencia surgió en la óptica clásica. Hoy este concepto no sólo se ha convertido en un concepto general de la física, sino que se ha salido del marco de esta ciencia. En este libro el problema de la coherencia se estudia desde diferentes posiciones. Se examinan, además, las propiedades... (Подробнее) URSS. 184 с. (Russian). Мягкая обложка. 13.9 EUR
Автор настоящей книги рассказов --- современная швейцарская писательница Элен Ришар-Фавр, лингвист по образованию, преподававшая в Женевском университете. Ее герои --- почти всегда --- люди, попавшие в беду в какой-то момент жизни, чаще всего --- старики, никому не нужные и неспособные... (Подробнее) |