ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие (ко второму изданию) 3 Указания к практическим работам I. Гармонический анализ 7 II. Задачи. Сочинения 12 III. Упражнения на фортепиано 18 Глава I (Введение) Общие понятия § 1. Гармония 24 § 2. Лад и функция 26 § 3. Голосоведение 27 § 4. Художественное значение гармонии. Ее роль в создании музыкаль- ного образа 28 § 5. Гармония как художественное средство, как объект изучения, как предмет преподавания 29 § 6. Физические (акустические) предпосылки гармонии 29 § 7. Гармония как компонент музыкального языка. Отношения гармонии и мелодии 30 § 8. Гармония и музыкальная форма. Формообразующие средства . . 31 § 9. Выразительные возможности гармонии 31 § 10. Национальная характерность гармонии 32 § 11. Историческая эволюция гармонии 32 Глава II Ладофункциональная теория § 12. Общая оценка функциональной теории 34 § 13. Важнейшие черты и показательные признаки современной функцио- нальной теории 34 § 14. Некоторые недостатки в применении функциональной теории . . 35 § 15. Функции в многоголосии и одноголосии 35 § 16. Функциональная организация мажора и минора 36 § 17. Принцип функционального окружения 37 § 18. Коренная последовательность функций 37 § 19. Основные и переменные функции 39 § 20. Функции высшего порядка 40 § 21. Функциональность как формообразующий фактор 41 § 22. Гармонические обороты 41 § 23. Историческое развитие устойчивости и неустойчивости в музыке . 43 Из истории развития функциональных взглядов в области гармонии 43 § 24. Вступительные замечания 43 § 25. Чайковский . 44 § 26. Римский-Корсаков л , 45 § 27. Танеев 47 § 28. Заключительные замечания 47 Глава III Натуральный мажор § 29. Общие положения 49 § 30. Классические средства гармонии в натуральном мажоре. Дальней- шее развитие этого лада (новая диатоника) 50 § 31. Классификация гармонических средств. Пояснение некоторых осо- бенностей изложения данного вопроса 51 § 32. Главные трезвучия и их обращения 52 § 33. Побочные трезвучия и их обращения. VI ступень 63 § 34. Побочные трезвучия и их обращения. III ступень (Продолжение) 70 § 35. Побочные трезвучия и их обращения. II и VII ступени, (Окончание) 82 Глава IV Натуральный мажор (Окончание) § 36. Главные септаккорды и их обращения 84 § 37. Побочные септаккорды и их обращения ... .... 91 § 38. Нонаккорды V и II ступеней. Ундецимаккорды V ступени ... 97 § 39. Голосоведение в оборотах с аккордами натурального мажора . 106 § 40. Соединение трезвучий с трезвучиями 107 § 41. Соединение трезвучий с секстаккордами и секстаккордов с трезву- чиями 168 § 42. Соединение двух секстаккордов ПО § 43. Гармонизация задачи с вариантами 111 Задания по гармоническому анализу к главам III и IV—Натураль- ный мажор 118 Глава V Натуральный минор § 44. Общие положения 120 § 45. Обороты натурального минора в художественном творчестве — рус- ская народная песня . 122 § 46. Обороты натурального минора в художественном творчестве — рус¬ская классическая и советская музыка (Продолжение) .... 126 § 47. Обороты натурального минора в художественном творчестве — за- рубежная музыка (Окончание) 132 Задания по гармоническому анализу к главе V — Натуральный минор 134 Глава VI Система особых диатонических ладов. Лады — ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, локрийский § 48. Общие положения § 49. Односоставные и одноименные особые диатонические лады § 50. Автентические и плагальные особые диатонические лады. Ги- полады Глава VII Специфические особые диатонические лады минорной группы — фригийский и дорийский § 51. Общие положения § 52. Фригийский тетрахорд и некоторые ладотоналыіые процессы § 53. Характерные обороты фригийского лада § 54. Обороты фригийского лада в художественном творчестве § 55. Характерные обороты дорийского лада § 56. Обороты дорийского лада в художественном творчестве Задания по гармоническому анализу к главе VII — Фригийский лад. До- рийский лад . . . . Глава VIII Специфические особые диатонические лады мажорной группы — миксолидийский и лидийский § 57. Общие положения , , . § 58. Характерные обороты миксолидийского лада § 59. Обороты миксолидийского лада в художественном творчестве § 60. Характерные обороты лидийского лада § 61. Обороты лидийского лада в художественном творчестве Задания по гармоническому анализу к главе VIII — Миксолидийский лад. Лидийский лад . Г л а в а IX Гармонические и мелодические лады § 62. Общие положения . § 63. Обороты гармонического мажора § 64. Обороты гармонического мажора в художественном творчестве Дополнение § 65. Обороты мелодического минора § 66. Обороты мелодического минора в художественном творчестве § 67. Обороты мелодического мажора § 68. Обороты мелодического мажора в художественном творчестве Задания по гармоническому анализу к главе IX — Гармонический мажор. Мелодический минор. Мелодический мажор Глава X Хроматизм. Побочные доминанты и субдоминанты § 69. Общие положения § 70. Побочные доминанты и субдоминанты § 71. Двойная доминанта Задания по гармоническому анализу к главе X — Хроматизм. Побочные доминанты и субдоминанты Глава XI Отклонения § 72. Общие положения 234 § 73. Отклонения в периоде 237 § 74. Отклонения в периоде. Терцовые цепи (Окончание) . . . .241 § 75. Отклонения в кодах и заключениях 245 § 76. Отклонения в кадансах . . . 249 § 77. Предвосхищающие отклонения . 253 § 78. Отклонения в современной музыке 257 Задания по гармоническому анализу к главе XI — Отклонения . , . 263 Глава XII Альтерация § 79. Общие положения 264 § 80. Аккорды с увеличенной секстой — уменьшенной терцией. Общий обзор 271 § 81. Аккорды с увеличенной сексгой. Альтерированная двойная доми- нанта, (Продолжение) 277 § 82. Остальные аккорды с увеличенной секстой (Окончание) . . . 290 § 83. Аккорды с повышенной квинтой 295 § 84. Аккорды с пониженным основным тоном 297 § 85. Вдвойне альтерированные аккорды 297 § 86. Дважды альтерированные аккорды 300 § 87. Альтерированные аккорды с побочными тонами 301 § 88. Неаполитанская гармония 306 § 89. Переход альтерированных аккордов друг в друга. Дезальтерация 313 Задания по гармоническому анализу к главе XII — Альтерация. Неаполи- танская гармония . .314 Глава XIII Взаимопроникновение ладов — мажоро-минор и миноро-мажор § 90. Общие положения 316 § 91. Специфические аккорды мажоро-минора. VI низкая ступень . . 324 § 92. Специфические аккорды мажоро-минора. III низкая ступень (Про- должение) 330 § 93. Специфические аккорды мажоро-минора. I (одноименная) ступень. Гармонии мажоро-минора в целом (Окончание) 335 Дополнение. Обороты миноро-мажора 341 Задания по гармоническому анализу к главе XIII — Взаимопроникновение ладов —< мажоро-минор и миноро-мажор. Специфические аккорды мажоро-минора 342 Глава XIV Особые хроматические медианты § 94. Общие положения 344 § 95. III высокая мажорная ступень (в мажоре) 349 § 96. VI низкая минорная ступень (в миноре) 362 § 97. VI высокая мажорная ступень (в мажоре) 370 Задания по гармоническому анализу к главе XIV — Особые хроматиче- ские медианты. III высокая мажорная ступень (в мажоре). VI низ- кая минорная ступень (в миноре). VI высокая мажорная ступень (в мажоре) 372 Глава XV Энгармонизм. Энгармоническая модуляция Вступление 374 § 98. Общие положения 376 § 99. Некоторые приемы, свойственные энгармонической модуляции . . 384 § 100. Энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд . . 387 § 101. Энгармоническая модуляция через доминантсептаккорд . . . 399 § 102. Энгармоническая модуляция через увеличенное трезвучие . . .412 § 103. Менее обычные энгармонические модуляции 420 Задания по гармоническому анализу к главе XV — Энгармонизм. Энгармо- ническая модуляция 423 Дополнение. Гармонический анализ. Упражнения на фортепиано . . 424 Глава XVI Эллипсис. Эллиптическая модуляция § 104. Общие положения 427 § 105. Прерванные кадансы и обороты 431 § 106. Учебная классификация эллиптических соединений 439 § 107. Эллипсис доминант 441 Задания по гармоническому анализу & главе XVI — Эллипсис. Эллипти- ческая модуляция 446 Глава XVII Секвенция. Секвентная модуляция § 108. Общие положения 447 § 109. Классификация секвенций . 449 § ПО. Строение мотива (звена) секвенции 450 § 111. Интервальное строение секвенции. Количество звеньев .... 457 § 112. Варьирование в секвенциях 458 § 113. Секвенцирование в мелодии и в гармонии, 459 § 114. Золотая секвенция 461 § 115. Цепочка доминант 468 § 116. Скользящие аккорды 475 § 117. Секвентное строение периода 481 § 118. Секвенция как средство модуляции 486 § 119. Секвенции в современной музыке 487 Задания по гармоническому анализу к главе XVII — Секвенция. Секвент- ная модуляция Л 491 Глава XVIII Тональные планы § 120. Общие положения 492 § 121. Тональные планы крупных форм инструментальной музыки —сим- фоний Бетховена . 496 § 122. Тональные планы крупных форм вокально-инструментальной музыки 511 § 123. Тональный план в аккорде, и в гармоническом обороте . . .513 § 124. Многосменные тональные планы 516 § 125. Повторяющиеся («закрепленные») тональные соотношения . .519 § 126. Тональные планы в современной музыке 521 Задания по гармоническому анализу к главе XVIII — Тональные планы 522 Глава XIX Органный пункт § 127. Общие положения 523 § 128. Включение и выключение органного пункта. Голосоведение . . 529 § 129. Некоторые последовательности на органном пункте доминанты и тоники 531 § 130. Органный пункт на тонической терции 531 § 131. Органные пункты на других звуках лада 534 § 132. Указания к гармоническому анализу органных пунктов . . . 536 § 133. Начальные органные пункты 537 § 134. Начальные органные пункты (Окончание) 544 § 135. Заключительные органные пункты 552 § 136. Вступительные органные пункты "558 § 137. Предрепризные органные пункты 561 § 138. Предрепризные органные пункты (Окончание) 562 § 139. Органные пункты в динамических репризах 564 § 140. Кульминации на органных пункгах 568 § 141. Органные пункты в развитии произведения, рассмотренного в целом 569 § 142. Органные пункты в современной музыке 574 Задания по гармоническому анализу к главе XIX — Органный пункт . . 579 Глава XX Гармоническое варьирование § 143. Общие положения 581 § 144. Практические работы учащихся 583 § 145. Гармоническое варьирование коротких мелодических построений . 595 § 146. Гармоническое варьирование коротких мелодических построений (Окончание) 599 § 147. Гармоническое варьирование лейтмотивов 602 § 148. Глинкинский тип варьирования гармонии 619 § 149. Гармоническое варьирование в современной музыке .... 624 Задания по гармоническому анализу к главе XX — Гармоническое варьи- рование 625 Указания к гармоническому анализу произведений современной музыки. Примеры анализа 626 § 150. Общие положения 626 § 151. С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта», соч. 75 (Десять пьес для фор- тепиано) . «Танец антильских девушек» («Танец девушек с лилия- ми»), ля минор 630 § 152. Д. Шостакович. «Двадцать четыре прелюдии и фуги» для фортепиа- но, соч. 87. Прелюдия № 24, ре минор 635 § 153. Н?. Мясковский. Шестая симфония ми-бемоль минор, соч. 23, ч. I 641 § 154. С. Прокофьев. Восьмая соната для фортепиано Си-бемоль мажор, соч. 84, ч. II 663 Список рекомендуемой литературы 666 Берков Виктор Осипович Музыковед и педагог. Кандидат искусствоведения. Окончил в 1929 г. экономическое отделение педагогического факультета Московского университета, в 1937 г. — историко-теоретический факультет Московской консерватории по классу теории И. В. Способина. Преподавал музыкально-теоретические предметы в Музыкальном училище при Московской консерватории, в Центральном заочном музыкально-педагогическом институте, в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. С 1938 г. — ассистент, в 1945–1949 гг. — доцент кафедры теории Московской консерватории. С 1946 г. — доцент кафедры теории Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, с 1968 г. — профессор.
Основные работы В. О. Беркова были посвящены проблемам гармонии, гармонического анализа, современного гармонического языка, музыкальной формы. Им также были написаны путеводители по классическим операм (некоторые совместно с В. В. Протопоповым). В числе его трудов: «Гармония Глинки», «Гармония Бетховена: Очерки», «Гармония и музыкальная форма», «Гармония» (учебник), «Пособие по гармоническому анализу: Образцы советской музыки в некоторых разделах курса гармонии», «Задачи по гармонии» (совместно с А. А. Степановым), «Сонатная форма и строение сонатно-симфонического цикла», «Формообразующие средства гармонии», «Хроматическая фантазия Я. Свелинка: Из истории гармонии» и другие. |
896 с. (Russian). Твердый переплет. 43.9 EUR
Полный сборник афоризмов в билингве малоизвестного в России глубокого мыслителя и изысканного писателя из Колумбии Николаса Гомеса Давиды (1913—1994) на тему истории, религии, культуры, политики, литературы. В КНИГЕ СОДЕРЖАТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Escolios a un texto implícito, 2 volúmenes.... (Подробнее) URSS. 304 с. (Spanish). Мягкая обложка. 29.9 EUR
¿Qué es la dimensión del espaciotiempo? ¿Por qué el mundo que observamos es tetradimensional? ¿Tienen el espacio y el tiempo dimensiones ocultas? ¿Por qué el enfoque pentadimensional de Kaluza, el cual unifica la gravitación y el electromagnetismo, no obtuvo el reconocimiento general? ¿Cómo se puede... (Подробнее) URSS. 144 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se describe de manera accesible y amena un sistema de ejercicios para el rejuvenecimiento facial. Los ejercicios se ilustran mediante fotografías que facilitan la comprensión del texto y permiten realizar individualmente la gimnasia. Los resultados alcanzados tras la realización del curso... (Подробнее) 376 с. (English). Твердый переплет. 110.9 EUR
The present book includes the first full catalogue of Russian porcelain of the 18th and 19th centuries from the Vladimir Tsarenkov Collection. The collection has over 250 outstanding works by leading Russian manufactories — the Imperial Porcelain Factory in Saint Petersburg and the Gardner Porcelain... (Подробнее) URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se presenta de una manera clara y amena un sistema de ejercicios que contribuyen al rejuvenecimiento del rostro sin necesidad de recurrir a una intervención quirúrgica. El sistema es accesible a todos, no exige gastos materiales complementarios y es extraordinariamente efectivo. Todo el que... (Подробнее) URSS. 184 с. (Russian). Мягкая обложка. 13.9 EUR
Автор настоящей книги рассказов --- современная швейцарская писательница Элен Ришар-Фавр, лингвист по образованию, преподававшая в Женевском университете. Ее герои --- почти всегда --- люди, попавшие в беду в какой-то момент жизни, чаще всего --- старики, никому не нужные и неспособные... (Подробнее) URSS. 232 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
Los problemas de los que se compone este libro atrajeron a los autores por su estética. Las preguntas ?`qué es lo que hace que nos guste uno u otro problema? y ?`cuál es la fuente de belleza y elegancia en la matemática? constituyen los temas fundamentales que se discuten en esta obra. La exposición... (Подробнее) URSS. 224 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
La presente edición de la obra Matemática en el tablero de ajedrez, del conocido ajedrecista y escritor Yevgueni Guik, consta de tres tomos, a lo largo de los cuales se describen diversos puntos de contacto entre estas dos actividades del intelecto humano. Se resuelven diversos tipos de problemas matemáticos... (Подробнее) URSS. 200 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
La presente edición de la obra Matemática en el tablero de ajedrez, del conocido ajedrecista y escritor Yevgueni Guik, consta de tres tomos, a lo largo de los cuales se describen diversos puntos de contacto entre estas dos actividades del intelecto humano. Se resuelven diversos tipos de problemas matemáticos... (Подробнее) URSS. 160 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR
El concepto de coherencia surgió en la óptica clásica. Hoy este concepto no sólo se ha convertido en un concepto general de la física, sino que se ha salido del marco de esta ciencia. En este libro el problema de la coherencia se estudia desde diferentes posiciones. Se examinan, además, las propiedades... (Подробнее) |