Цель этого произведенiя – применить принципъ наименьшей меры силъ къ развитiю философiи. Конечно, этотъ принципъ есть прежде всего принципъ косности; въ примененiи къ душе его можно формулировать примерно такъ: при наплыве новыхъ впечатленiй душа допускаетъ возможно-меньшее измененiе въ наличныхъ представленiяхъ; другими словами: содержанiе нашихъ представленiй после новой апперцепцiи остается по возможности подобнымъ тому, какимъ было до нея. Но поскольку душа подчинена условiямъ органической жизни и требованiямъ целесообразности, постольку нашъ принципъ становится принципомъ развитiя: на апперцепцiю душа тратитъ не более силы, чемъ необходимо, и при множественности возможныхъ апперцепцiи, отдаетъ предпочтенiе той изъ нихъ, которая съ меньшей тратой силъ даетъ тотъ же результатъ, или съ той же тратой силъ достигаетъ большаго; при благопрiятныхъ условiяхъ, душа предпочтетъ меньшей трате силъ, связанной съ меньшимъ или не столь прочнымъ результатомъ, даже лишнее усилiе, если оно обещаетъ соответственно большiя или более продолжительныя выгоды. Понятый и примененный такимъ образомъ, принципъ наименьшей меры или траты силъ представляетъ точку зренiя, съ которой можно разсматривать, оглядываясь назадъ, развитiе философiи отъ ея зарожденiя и, заглядывая впередъ, предусмотреть конечное развитiе мышленiя о мiре. Дальнейшiй анализъ содержанiя этого мышленiя приведетъ насъ къ требованiю чистаго опыта. Вместе съ темъ попытка представитъ понятiе и содержанiе чистаго опыта приметъ форму критики чистаго опыта, поскольку естествознанiе всегда не прочь – хотя подчасъ и въ сбивчивыхъ выраженiяхъ – признать свой опытъ за чистый. Наряду съ такимъ отношенiемъ къ естественно-научному опыту въ "критике чистаго опыта" заподозрятъ соотношенiе и съ "критикой чистаго разума", т.е. ихъ полный контрастъ. Авторъ не отрицаетъ, что онъ руководился и последнимъ соображенiемъ. Въ самомъ деле, точки зренiя двухъ "критикъ" противоположны; указанiе на это въ заголовке тотчасъ же оттенитъ нашу точку зренiя и послужитъ предварительной гарантiей противъ недоразуменiй съ оппонентами. Отметить въ несколькихъ словахъ, въ чемъ состоитъ указанныя противоположность, было бы рисковано; для более подробныхъ разъясненiй здесь не место. Было-бы интересно и поучительно – обстоятельно выяснить отношенiе нашей работы къ Канту, къ проблеме познанiя вообще, – какъ она поставлена въ философской традицiи, – а также къ онтологическимъ и эволюцiоннымъ теорiямъ послекантовой философiи и естествознанiя. Однако все такiя сопоставленiя придется отложить до будущей объемистой работы, которая будетъ посвящена преимущественно проблемамъ о самосознанiи, пространстве и времени. Какое же направленiе получатъ все ответы на эти вопросые Опытный глазъ откроетъ и въ только-что сказанномъ характерныя указанiя. Вводя свои воззренiя въ нескончаемый всеобщiй споръ, называемый "наукой", авторъ счелъ за лучшее выбрать для своего вступительнаго труда лишь самое существенное изъ всеохватывающаго матерiала и по форме изложенiя остаться вернымъ темъ требованiямъ, которыя сами собою вытекаютъ изъ разсмотреннаго здесь принципа. Такъ, онъ избегалъ всякой полемики, даже близко касающейся дела, ибо эта тягучая примесь, въ соединенiи съ излюбленной ученой орнаментикой, легко могла бы раздуть нашъ скромный опытъ въ довольно внушительный томъ; кроме того, здесь, по добросовестномъ обсужденiи, или вовсе опущены, или обсуждены въ краткихъ замечанiяхъ, все те пункты, которые, обосновывая и подкрепляя главную мысль, не требовались прямо и неотложно для нашихъ целей. Такъ какъ мы желали предложить это произведенiе широкому и разнородному кругу читателей съ весьма различными основными взглядами, то мы кое-где воздержались отъ изложенiя мыслей, которыя показались бы тому или другому читателю слишкомъ растянутыми или черезчуръ далекими отъ главной темы. Наконецъ, на томъ же основанiи, мы пользуемся здесь наиболее распространенными, т.е. наиболее знакомыми способами выраженiя, что, по нашему мненiю, способствуетъ более быстрому усвоенiю посредствующихъ понятiй. Какъ сказано, мы желали бы нашимъ "пролегоменамъ" широкаго и разнороднаго круга читателей: мы горячо чувствуемъ потребность въ самой разносторонней критике. У насъ нетъ основанiй бояться оценки, руководимой чисто-теоретическими соображенiями: всякiй индивидуальный складъ мыслей – въ томъ числе и свой собственный – мы считаемъ скорее заимствованiемъ, чемъ собственностью, ибо самая существенная часть его определяется общимъ умственнымъ развитiемъ, а остальное – кажущiйся продуктъ свободнаго развитiя личности – обусловлено множествомъ задерживающихъ и искажающихъ влiянiй субъективнаго пристрастiя. Напротивъ, мы готовы поучиться у критики и прежде всего – у критики оппонентовъ. Мы – того мненiя, что въ области мышленiя, где примеръ и опытъ безсильны, более чемъ где-либо необходимо влiянiе противоположныхъ взглядовъ, чтобы возвысить насъ до важнейшаго условiя всякой самокритики и самосовершенствованiя: до полнаго сознанiя того, что мы знали и чего мы хотимь. Авенариус Рихард Известный швейцарский философ-идеалист, один из основателей эмпириокритицизма. Профессор Цюрихского университета. Родился в Париже. Получив высшее образование, по желанию отца посвятил себя издательскому делу. Но позже склонность к занятиям философией взяла верх, и Р. Авенариус работал в качестве преподавателя философии сначала в Лейпцигском, а затем в Цюрихском университетах. В 1877 г. при участии некоторых немецких философов, в том числе В. Вундта, основал философский журнал, который вел до самой смерти.
Одновременно с австрийским философом Э. Махом, но независимо от него Р. Авенариус разработал основные положения нового философского течения — «эмпириокритицизма» (термин, означающий «критика опыта»). Центральное понятие философии Авенариуса — внешний и внутренний человеческий опыт. По его мнению, нет реальности вне нашего сознания — «без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта». Эта оригинальная система взглядов на мир была изложена в работах «Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей меры сил» (1876; рус. пер. 1899; переизд. в URSS), «Человеческое понятие о мире» (1891; рус. пер. 1901; переизд. в URSS), «О предмете психологии» (1894–1895; рус. пер. 1911; переизд. в URSS), а также в наиболее известной его книге «Критика чистого опыта» (1888–1890). Для российского читателя книга вышла в 1905 г. (переизд. в URSS) в популярном изложении А. В. Луначарского (1875–1933) — видного государственного деятеля, наркома просвещения первого советского правительства, в молодости слушавшего лекции Авенариуса. |
URSS. 304 с. (Spanish). Мягкая обложка. 29.9 EUR
¿Qué es la dimensión del espaciotiempo? ¿Por qué el mundo que observamos es tetradimensional? ¿Tienen el espacio y el tiempo dimensiones ocultas? ¿Por qué el enfoque pentadimensional de Kaluza, el cual unifica la gravitación y el electromagnetismo, no obtuvo el reconocimiento general? ¿Cómo se puede... (Подробнее) URSS. 144 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se describe de manera accesible y amena un sistema de ejercicios para el rejuvenecimiento facial. Los ejercicios se ilustran mediante fotografías que facilitan la comprensión del texto y permiten realizar individualmente la gimnasia. Los resultados alcanzados tras la realización del curso... (Подробнее) URSS. 128 с. (Russian). Мягкая обложка. 12.9 EUR
Это рассказы о любви, нежности, желании и страсти, которая бывает и возвышенной, и цинично-жестокой. В них абсурд и гротеск чередуются с методичной рассудочностью, милосердием и муками совести. Их персонажи – человеческие, слишком человеческие, - однажды встречаются, проживают кусок... (Подробнее) URSS. 160 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR
El concepto de coherencia surgió en la óptica clásica. Hoy este concepto no sólo se ha convertido en un concepto general de la física, sino que se ha salido del marco de esta ciencia. En este libro el problema de la coherencia se estudia desde diferentes posiciones. Se examinan, además, las propiedades... (Подробнее) URSS. 272 с. (Spanish). Мягкая обложка. 21.9 EUR
El elemento clave de la física contemporánea es el concepto de campo cuántico. Hoy en día se considera que este constituye la forma universal de la materia que subyace a todas sus manifestaciones físicas. Este libro puede ser recomendado como una primera lectura para aquellos estudiantes y físicos de... (Подробнее) 896 с. (Russian). Твердый переплет. 43.9 EUR
Полный сборник афоризмов в билингве малоизвестного в России глубокого мыслителя и изысканного писателя из Колумбии Николаса Гомеса Давиды (1913—1994) на тему истории, религии, культуры, политики, литературы. В КНИГЕ СОДЕРЖАТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Escolios a un texto implícito, 2 volúmenes.... (Подробнее) URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se presenta de una manera clara y amena un sistema de ejercicios que contribuyen al rejuvenecimiento del rostro sin necesidad de recurrir a una intervención quirúrgica. El sistema es accesible a todos, no exige gastos materiales complementarios y es extraordinariamente efectivo. Todo el que... (Подробнее) URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 15.9 EUR
La teoría cuántica es la más general y trascendente de las teorías físicas de nuestros tiempos. En este libro se relata cómo surgieron la mecánica cuántica y la teoría cuántica de campos; además, en una forma accesible se exponen diferentes tipos de campos físicos, la interacción entre ellos y las transformaciones... (Подробнее) URSS. 504 с. (Spanish). Мягкая обложка. 32.9 EUR
Estamos tan habituados a que la ciencia describa la realidad mediante ecuaciones de asombrosa eficacia que raramente nos detenemos a pensar en la gentileza que demuestra el mundo prestándose a ello. ¿Por qué la naturaleza obedece reglas matemáticas tan magníficamente precisas?... (Подробнее) URSS. 184 с. (Russian). Мягкая обложка. 13.9 EUR
Автор настоящей книги рассказов --- современная швейцарская писательница Элен Ришар-Фавр, лингвист по образованию, преподававшая в Женевском университете. Ее герои --- почти всегда --- люди, попавшие в беду в какой-то момент жизни, чаще всего --- старики, никому не нужные и неспособные... (Подробнее) |