Имя Стэнли Холла слишкомъ хорошо известно не только за границей, но и у насъ, такъ что едва ли есть необходимость останавливаться на подробной характеристике учено-литературной и просветительной деятельности этого исключительнаго человека. Президентъ и профессоръ педагогики въ университете Кларка (Уорстеръ, Массачузетсъ), основатель и руководитель въ высшей степени ценныхъ перiодическихъ изданiй (The American Journal of Psychology и The Pedagogical Seminary), С.Холлъ является авторомъ многочисленныхъ и часто очень крупныхъ работъ изъ области педологiи и педагогики. Не имея возможности дать полное исчисленiе этихъ работъ, мы назовемъ лишь капитальный и единственный въ своемъ роде трудъ о юности (Adolescense, I–2 vv., N.-Y, 1904) и двухтомное собранiе позднейшихъ статей С.Холла (Pedagogical Problems, N.-Y. 1911), какъ наиболее ценныя произведенiя этого неутомимаго изследователя. Въ то же время С.Холлъ является крупнейшимъ представителемъ и даже вдохновителемъ американскаго педологическаго движенiя. То оживленiе въ изученiи природы дитяти, во всей сложности ея проявленiй, которое хорошо известно и въ Старомъ Свете, тесно связано съ именемъ С.Холла, который является авторомъ первыхъ крупныхъ изследованiй въ сфере важнейшихъ обнаруженiй детской жизни и основателемъ спецiальныхъ педологическихъ изданiй. Эти заслуги С.Холла въ деле созданiя особой отрасли знанiя-педологiи или пайдологiи давно признаны и въ 3. Европе, и сборникъ его важнейшихъ статей вышелъ въ немецкомъ переводе еще десять летъ тому назадъ. Конечно, при более близкомъ ознакомленiи съ многочисленными произведенiями С.Холла намъ могутъ броситься въ глаза и некоторые дефекты этихъ работъ, уже давно отмеченные критикой. Сюда можно отнести самый методъ анкетъ, который играетъ такую доминирующую роль у С.Холла и при помощи котораго собранъ такой исключительно обширный, но, быть можетъ, не всегда научно-безупречный матерiалъ. Затемъ, иногда, быть можетъ, авторъ заслуживаетъ упрека въ томъ, что онъ стремится собрать какъ можно больше фактическаго матерiала и не всегда даетъ прочныя и устойчивыя обобщенiя, которыя такъ ценны въ глазахъ практическаго педагога. Наконецъ, не всегда можно согласиться и съ некоторыми принципiальными взглядами автора въ области общей педагогики и дидактики, быть можетъ, трудно усвояемыми для насъ въ связи съ особенностями учебной и, въ частности, школьной жизни въ Новомъ Свете. Но все эти недостатки покрываются безспорными положительными прiобрегенiями, которыя мы можемъ констатировать въ многочисленныхъ работахъ С.Холла. Здесъ, прежде всего, нужно упомянуть объ исключительномъ обилiи и разнообразие матерiала, заключающегося въ изследованiяхъ какъ самого С.Холла, такъ и его учениковъ, работавшихъ подъ его руководствомъ. Загемъ, сюда же нужно отнести критическое, иногда радикально-смелое отношенiе къ традицiоннымъ основамъ педагогики, въ связи съ постоянными и неослабными попытками опереть педагогику на более прочный, истинно-научный базисъ. Наконецъ, заслуживают вниманiя и та исключительная энергiя и тотъ неподдельный пафосъ, которыми полны жизнь и деятельность С.Холла и которые такъ ярко отражаются въ его произведенiяхъ, действуя своеобразно-стимулирующимъ образомъ и на читателя этихъ работъ. Все эти положительныя качества делаютъ произведенiя С.Холла въ высшей степени ценными и для русскаго читателя. Сборникъ статей этого автора, въ настоящее время появляющихся въ русскомъ переводе, имеетъ въ своей основе то собранiе работъ С.Холла, которое, съ одобренiя этого последняго, вышло въ немецкомъ переводе въ 1902 году (Ausgewahlte Beitrage zur KinderpsychoIogie und Padagogik, 1902). Къ сожаленiю, обычный размеръ книжекъ, входящихъ въ серiю "Душевная жизнь детей", не далъ возможности включить въ русское изданiе одну большую статью немецкаго сборника, именно "Содержанiе душевной жизни ребенка въ моментъ вступленiя въ школу". Но общее представленiе объ этой, теперь уже несколько устаревшей работе можно получить изъ другихъ переведенныхъ статей этого автора и изъ той оценки методовъ и результатовъ этого изсл-едованiя, которая содержится въ известныхъ "Лекцiяхъ по экспериментальной педагогике" Э.Меймана. Н.Виноградовъ.
Гренвилл Стэнли ХОЛЛ (1844–1924) Выдающийся американский психолог, один из основателей педологии. Родился в Ашфилде (штат Массачусетс), в семье фермера. Окончил Уильямс-колледж, Объединенную теологическую семинарию и Гарвардский университет; в последнем в 1878 г. получил степень доктора философии. Учился в нескольких немецких университетах; работал под руководством В.Вундта, Г.Гельмгольца и других известных ученых. С 1881 г. преподавал психологию в университете Дж.Хопкинса. Здесь же в 1883 г. основал первую психологическую лабораторию. В 1887 г. организовал первый в США психологический журнал – "Американский журнал психологии", существующий и в наше время. В 1888–1920 гг. – профессор психологии и президент университета Кларка. Один из организаторов и первый президент (1892) Американской психологической ассоциации. Научная деятельность Стэнли Холла в основном затрагивала проблемы детской и педагогической психологии. Именно он первым разработал и использовал опросники для исследования детской психики. Для того чтобы представить себе картину психического развития ребенка, он использовал биогенетический закон, на основе которого в детскую и педагогическую психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения в индивидуальном развитии основных этапов развития человеческого рода). Холл представлял формирование детской психики как необратимый переход от низших стадий развития человеческого рода к высшим. Он также был одним из основателей психологии старения. Многие работы Холла были переведены на русский язык: "Социальные инстинкты у детей и учреждения для их развития" (1913), "Инстинкты и чувства в юношеском возрасте" (1913), "Эволюция в воспитании чувств природы у детей" (1914), "Педагогика детского сада" (1914), "Очерки по изучению ребенка" (1925) и другие. |
URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 15.9 EUR
La teoría cuántica es la más general y trascendente de las teorías físicas de nuestros tiempos. En este libro se relata cómo surgieron la mecánica cuántica y la teoría cuántica de campos; además, en una forma accesible se exponen diferentes tipos de campos físicos, la interacción entre ellos y las transformaciones... (Подробнее) URSS. 304 с. (Spanish). Мягкая обложка. 29.9 EUR
¿Qué es la dimensión del espaciotiempo? ¿Por qué el mundo que observamos es tetradimensional? ¿Tienen el espacio y el tiempo dimensiones ocultas? ¿Por qué el enfoque pentadimensional de Kaluza, el cual unifica la gravitación y el electromagnetismo, no obtuvo el reconocimiento general? ¿Cómo se puede... (Подробнее) 896 с. (Russian). Твердый переплет. 43.9 EUR
Полный сборник афоризмов в билингве малоизвестного в России глубокого мыслителя и изысканного писателя из Колумбии Николаса Гомеса Давиды (1913—1994) на тему истории, религии, культуры, политики, литературы. В КНИГЕ СОДЕРЖАТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Escolios a un texto implícito, 2 volúmenes.... (Подробнее) URSS. 184 с. (Russian). Мягкая обложка. 13.9 EUR
Автор настоящей книги рассказов --- современная швейцарская писательница Элен Ришар-Фавр, лингвист по образованию, преподававшая в Женевском университете. Ее герои --- почти всегда --- люди, попавшие в беду в какой-то момент жизни, чаще всего --- старики, никому не нужные и неспособные... (Подробнее) URSS. 232 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
Los problemas de los que se compone este libro atrajeron a los autores por su estética. Las preguntas ?`qué es lo que hace que nos guste uno u otro problema? y ?`cuál es la fuente de belleza y elegancia en la matemática? constituyen los temas fundamentales que se discuten en esta obra. La exposición... (Подробнее) URSS. 272 с. (Spanish). Мягкая обложка. 21.9 EUR
El elemento clave de la física contemporánea es el concepto de campo cuántico. Hoy en día se considera que este constituye la forma universal de la materia que subyace a todas sus manifestaciones físicas. Este libro puede ser recomendado como una primera lectura para aquellos estudiantes y físicos de... (Подробнее) 376 с. (English). Твердый переплет. 110.9 EUR
The present book includes the first full catalogue of Russian porcelain of the 18th and 19th centuries from the Vladimir Tsarenkov Collection. The collection has over 250 outstanding works by leading Russian manufactories — the Imperial Porcelain Factory in Saint Petersburg and the Gardner Porcelain... (Подробнее) URSS. 128 с. (Russian). Мягкая обложка. 12.9 EUR
Это рассказы о любви, нежности, желании и страсти, которая бывает и возвышенной, и цинично-жестокой. В них абсурд и гротеск чередуются с методичной рассудочностью, милосердием и муками совести. Их персонажи – человеческие, слишком человеческие, - однажды встречаются, проживают кусок... (Подробнее) URSS. 144 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se describe de manera accesible y amena un sistema de ejercicios para el rejuvenecimiento facial. Los ejercicios se ilustran mediante fotografías que facilitan la comprensión del texto y permiten realizar individualmente la gimnasia. Los resultados alcanzados tras la realización del curso... (Подробнее) URSS. 200 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
La presente edición de la obra Matemática en el tablero de ajedrez, del conocido ajedrecista y escritor Yevgueni Guik, consta de tres tomos, a lo largo de los cuales se describen diversos puntos de contacto entre estas dos actividades del intelecto humano. Se resuelven diversos tipos de problemas matemáticos... (Подробнее) |