Учение Аристотеля "о душе", изложенное въ настоящемъ труде, заимствовано нами изъ трактата, который дошелъ до насъ въ числе другихъ сочинений, приписываемыхъ Аристотелю, и известенъ подъ заглавiемъ: "Три книги о душе" (De anima libri tres). Принадлежитъ ли этотъ трактатъ Аристотелю, ответомъ на этотъ вопросъ послужитъ, между прочимъ, наше последующее изложение трактата. Филологи собрали и указали изъ других сочинений Аристотеля места, въ которыхъ онъ делаетъ ссылки и указания на трактаты о душе, и места изъ самаго трактата, въ которыхъ Аристотель делаетъ указания на другiя свои сочинения. Равнымъ образомъ, критиками и филологами собраны и указаны изъ других сочинений Аристотеля места, въ которыхъ или повторяется то, что высказано въ трактате "о душе", или можетъ служитъ дополнением и объяснением того, что высказано въ трактате. Те и другiя, собранныя учеными, места достаточно говорятъ въ пользу того, что трактатъ принадлежитъ Аристотелю. Мы, съ своей стороны, въ дополнение высказаннаго о подлинности трактата другими, можемъ присовокупить следующее: трактатъ о душе по своему содержанию доказываетъ, что все, что лучшаго и разумнейшаго было высказано о душе Сократомъ Платономь, понято и усвоено въ трактате такъ, какъ не понято и не усвоено ни однимь изъ последующихъ мыслителей, даже изъ техъ, которые считали себя последователями учения Платона. Въ этомь случае мы разумеемъ по преимуществу психологическое, а не метафизическое учение о душе и душевныхъ явленияхъ, высказанное Сократомъ и Платономъ. Передать это учениe въ томъ виде, въ какомъ оно передано въ трактате о душе, мог только такой гениальный ученик Платона, каковъ былъ Аристотель. Кроме того, изъ трактата о душе видно, что писавший его хорошо понималъ, на чемъ остановилась разработка пспхологическихъ вопросовъ до него и на что нужно обратить внимание въ дальнейшей разработке этихъ вопросовъ. Поэтому, онъ и самъ делаетъ попытку продолжить разработку психологическихъ вопросовъ въ техъ пунктахъ, которые или совершенно опускали изъ внимания Сократъ и Платонъ, или касались ихъ мимоходом (эти пункты мы укажемъ въ своемь месте). Здесъ мы опять должны сознаться, что мы знаемъ одного Аристотеля, который после Сократа и Платона былъ такимъ мыслителемъ, какого мы сейчасъ указали, и делалъ то, о чемъ сейчасъ сказано. Трактатъ о душе Аристотеля есть первый опытъ систематическаго изложения ученiя о душе, дошедший до насъ отъ древнихъ. Но онъ не есть, какъ мы сказали, первый опытъ разработки и изследованiя вопросовъ о душе. Самъ Аристотель въ первой книге трактата излагаетъ о душе мненiя мыслителей, жившихъ до него. Эти мненiя о душе, въ первый разъ, сколько намъ известно, собранные вместе Аристотелемъ, показывають, какъ рано вопросы о душе стали занимать мыслителей греческихъ. Федор Александрович ЗЕЛЕНОГОРСКИЙ (1839–1909) Русский философ и историк философии. Родился в Горбатовском уезде Нижегородской губернии, в семье священника. Учился в Казанской духовной академии; затем перешел на историко-филологический факультет Казанского университета, который окончил в 1868 г. Ученик известного философа и психолога М.М.Троицкого. Получил степень магистра за диссертацию "Учение Аристотеля о душе в связи с учением о ней Сократа и Платона" (1871; защита состоялась в 1873 г. в Варшавском университете). С 1874 г. – доцент кафедры философии Харьковского университета. В 1878 г. в Московском университете защитил докторскую диссертацию "О математическом, метафизическом, индуктивном и критическом методах исследования и доказательства". С 1882 г. – ординарный профессор Харьковского университета. В своих трудах Ф.А.Зеленогорский обратился к анализу взаимоотношения опытного и теоретического в науке, развития философских и научных методов. Он изучал работы известных западных философов Э.Гартмана, А.Шопенгауэра, Ф.Ланге и других. Исследование привело его, в частности, к выводу, что метод Декарта есть строго научный и эффективный, что нашло отражение в его докторской диссертации. Известность получила его работа "Очерк развития психологии с Декарта до настоящего времени" (1885). Его интересовали также проблемы развития и идея прогресса. Несколько позже он перешел к античной тематике; особенно привлекало его учение Платона и Аристотеля о "божественном уме" и "целесообразности в природе". В журнале "Вера и разум" в 1884–1891 гг. он опубликовал ряд статей по истории древней философии. В последние годы жизни Ф.А.Зеленогорский работал над историей философской кафедры в Харьковском университете, в особенности над учением известного немецкого философа Иоганна Шада, в начале XIX века руководившего этой кафедрой. |
288 с. (Russian). Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!
Особенности 20-го выпуска: - исправили предыдущие ошибки - Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР - В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек 10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот) - Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее) 376 с. (English). Твердый переплет. 110.9 EUR
The present book includes the first full catalogue of Russian porcelain of the 18th and 19th centuries from the Vladimir Tsarenkov Collection. The collection has over 250 outstanding works by leading Russian manufactories — the Imperial Porcelain Factory in Saint Petersburg and the Gardner Porcelain... (Подробнее) URSS. 136 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se presenta de una manera clara y amena un sistema de ejercicios que contribuyen al rejuvenecimiento del rostro sin necesidad de recurrir a una intervención quirúrgica. El sistema es accesible a todos, no exige gastos materiales complementarios y es extraordinariamente efectivo. Todo el que... (Подробнее) 896 с. (Russian). Твердый переплет. 43.9 EUR
Полный сборник афоризмов в билингве малоизвестного в России глубокого мыслителя и изысканного писателя из Колумбии Николаса Гомеса Давиды (1913—1994) на тему истории, религии, культуры, политики, литературы. В КНИГЕ СОДЕРЖАТСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: Escolios a un texto implícito, 2 volúmenes.... (Подробнее) URSS. 232 с. (Spanish). Мягкая обложка. 19.9 EUR
Los problemas de los que se compone este libro atrajeron a los autores por su estética. Las preguntas ?`qué es lo que hace que nos guste uno u otro problema? y ?`cuál es la fuente de belleza y elegancia en la matemática? constituyen los temas fundamentales que se discuten en esta obra. La exposición... (Подробнее) URSS. 128 с. (Russian). Мягкая обложка. 12.9 EUR
Это рассказы о любви, нежности, желании и страсти, которая бывает и возвышенной, и цинично-жестокой. В них абсурд и гротеск чередуются с методичной рассудочностью, милосердием и муками совести. Их персонажи – человеческие, слишком человеческие, - однажды встречаются, проживают кусок... (Подробнее) URSS. 152 с. (Spanish). Мягкая обложка. 14.9 EUR
Tras una breve introducción a la termodinámica de los procesos reversibles, el autor expone de forma amena y detallada los postulados fundamentales de la termodinámica de los procesos irreversibles. Se presta una atención especial a los efectos de la termodinámica no lineal, a la autoorganización en... (Подробнее) URSS. 144 с. (Spanish). Мягкая обложка. 12.9 EUR
En el libro se describe de manera accesible y amena un sistema de ejercicios para el rejuvenecimiento facial. Los ejercicios se ilustran mediante fotografías que facilitan la comprensión del texto y permiten realizar individualmente la gimnasia. Los resultados alcanzados tras la realización del curso... (Подробнее) URSS. 184 с. (Russian). Мягкая обложка. 13.9 EUR
Автор настоящей книги рассказов --- современная швейцарская писательница Элен Ришар-Фавр, лингвист по образованию, преподававшая в Женевском университете. Ее герои --- почти всегда --- люди, попавшие в беду в какой-то момент жизни, чаще всего --- старики, никому не нужные и неспособные... (Подробнее) URSS. 504 с. (Spanish). Мягкая обложка. 32.9 EUR
Estamos tan habituados a que la ciencia describa la realidad mediante ecuaciones de asombrosa eficacia que raramente nos detenemos a pensar en la gentileza que demuestra el mundo prestándose a ello. ¿Por qué la naturaleza obedece reglas matemáticas tan magníficamente precisas?... (Подробнее) |