Введение |
Глава 1. | Царственная святость как церковно-исторический и богословский феномен |
| 1.1. | Изучение царственной святости в светской и церковной науке |
| 1.2. | Святость – как обожение (теозис), актуализация Образа Божия в человеке посредством его общения с Божеством через Личность Иисуса Христа |
| 1.3. | Формы и типы святости (образы святости). Различные формы сопряжения (синергии) актуализации человеческой личности c Христом |
Глава 2. | Онтологические и нравственные основы для царственной святости |
| 2.1. | Царственность Христа как проявление Его Божественности |
| 2.2. | Проявление Образа Божьего в земном монархе. Христианский государь как символ, "икона", стержневого принципа бытия. Царь как "Отец народа"; актуализация народа, как "расширенной семьи" |
| 2.3. | Специфика монархической государственности, отличие монарха от наместника и президента |
| 2.4. | Добродетели монархов – как основа для их святости (обзор с историческими примерами) |
| 2.5. | Православное представление о царском служении. Отношение христианина к монарху |
| | 2.5.1. | Специфика института монархии: теологический взгляд |
| | 2.5.2. | Служение монарха в православном понимании |
| | 2.5.3. | Молитва за царя в христианской традиции |
| | 2.5.4. | Сакрализация царей – рудимент язычества |
| | 2.5.5. | Эсхатологическое значение царской власти |
| 2.6. | Помазание на царство христианского государя и его богословский смысл |
| | 2.6.1. | Коронация монарха – утешение и украшение всего человечества |
| | 2.6.2. | Коронация в христианской истории |
| | 2.6.3. | Коронация: юридический и сакраментологические аспекты |
Глава 3. | Исторические формы царственной святости |
| 3.1. | Царственная святость Ветхого Завета |
| | 3.1.1. | Праотец Мелхиседек – первый святой монарх во всемирной истории |
| | 3.1.2. | Давид и Соломон – центральные фигуры древнееврейского царства |
| | 3.1.3. | Праведные монархи в эпоху двоецарствия и вавилонского плена |
| 3.2. | Подвижничество равноапостольных государей |
| 3.3. | Специфика царственного мученичества |
| | 3.3.1. | Королевское мученичество на Британских островах |
| | 3.3.2. | Царственное мученичество на востоке христианского мира |
| | 3.3.3. | Древнерусские князья-страстотерпцы |
| | 3.3.4. | Феномен царственного исповедничества |
| 3.4. | Собственно благоверные монархи: святые цари и князья Византии, Грузии, Украины и Руси |
| | 3.4.1. | Святые владетели Второго Рима |
| | 3.4.2. | Святые Давид-Строитель и Фердинанд Испанский – образцы благоверия монархов |
| | 3.4.3. | Святые князья восточнославянских народов |
| 3.5. | Подвижничество святых цариц, княгинь и королев |
| | 3.5.1. | Святые императрицы Византии |
| | 3.5.2. | Святые правительницы-самодержицы |
| | 3.5.3. | Святые супруги и вдовы монархов |
| 3.6. | Своеобразия подвижничества и святости царственных родственников |
| | 3.6.1.Святые принцессы, ушедшие в монастырь |
| | 3.6.2. | Святые принцы и княжичи, унаследовавшие небесное царство вместо земного |
| | 3.6.3. | Служение милосердия: святая Елизавета Тюрингентская и святая преподобномученица Елизавета Федоровна Романова |
| 3.7. | Нетипичные формы царственного подвижничества: венценосные аскеты и династические святые, покинувшие мир |
| | 3.7.1. | Царственные постриженники и преподобные |
| | 3.7.2. | "Венценосносные терпеливцы": святые, претерпевшие изгнание и насилие |
| | 3.7.3. | Подвижники, тайно оставившие престол: версии и гипотезы |
| 3.8. | Неблаговидные деяния канонизированных монархов |
Глава 4. | Царственная святость в ракурсе современной массовой культуры: девальвация христоцентризма |
| 4.1. | Почитание Александра Невского: сила или правда? |
| 4.2. | Уранополитизм как пренебрежением земным долженствованием |
| 4.3. | История канонизации императора Николая II |
| | 4.3.1. | Крестный путь императора Николая II |
| | 4.3.2. | История почитания царской семьи до прославления: основные вехи |
| | 4.3.3. | Канонизация семьи Романовых: аргументы за и против |
| 4.4. | Проблемы почитания венценосной семьи в современной России |
| 4.5. | Ересь царебожничества в современной России (ереси "соискупителя", "тайного посвящения") |
| | 4.5.1. | Обожествление вместо обожения – краеугольный камень неоереси |
| | 4.5.2. | "Православный сталинизм" и патриолатрия в контексте царебожничества |
| 4.6. | Культ царственных женщин на Западе и в России: современные новшества и старые проблемы |
| | 4.6.1. | Леди Ди – антисвятая эпохи постмодернизма |
| | 4.6.2. | Царевна Софья и Мария Стюарт – лампады веры Христовой в сумраке постхристианского общества |
Заключение |