URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Никольский Е.В. Царский путь и святость: КУЛЬТ ПРАВИТЕЛЯ в истории Обложка Никольский Е.В. Царский путь и святость: КУЛЬТ ПРАВИТЕЛЯ в истории
Id: 200016
698 р.

Царский путь и святость:
КУЛЬТ ПРАВИТЕЛЯ в истории

URSS. 2016. 344 с. ISBN 978-5-9710-2289-3.
Типографская бумага

Аннотация

В монографии рассматриваются биографии причисленных церковью к лику святых правителей монархических государств (князей, царей, императоров) в широком контексте европейской культуры. Автор опровергает расхожее представление о том, что культы благоверных царей являются рудиментом языческого миропонимания. В книге выявляются ветхозаветные истоки (начиная с XVIII в. до Р.Х.) почитания святых монархов, последовательно показывается,... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Глава 1.Царственная святость как церковно-исторический и богословский феномен
 1.1.Изучение царственной святости в светской и церковной науке
 1.2.Святость – как обожение (теозис), актуализация Образа Божия в человеке посредством его общения с Божеством через Личность Иисуса Христа
 1.3.Формы и типы святости (образы святости). Различные формы сопряжения (синергии) актуализации человеческой личности c Христом
Глава 2.Онтологические и нравственные основы для царственной святости
 2.1.Царственность Христа как проявление Его Божественности
 2.2.Проявление Образа Божьего в земном монархе. Христианский государь как символ, "икона", стержневого принципа бытия. Царь как "Отец народа"; актуализация народа, как "расширенной семьи"
 2.3.Специфика монархической государственности, отличие монарха от наместника и президента
 2.4.Добродетели монархов – как основа для их святости (обзор с историческими примерами)
 2.5.Православное представление о царском служении. Отношение христианина к монарху
  2.5.1.Специфика института монархии: теологический взгляд
  2.5.2.Служение монарха в православном понимании
  2.5.3.Молитва за царя в христианской традиции
  2.5.4.Сакрализация царей – рудимент язычества
  2.5.5.Эсхатологическое значение царской власти
 2.6.Помазание на царство христианского государя и его богословский смысл
  2.6.1.Коронация монарха – утешение и украшение всего человечества
  2.6.2.Коронация в христианской истории
  2.6.3.Коронация: юридический и сакраментологические аспекты
Глава 3.Исторические формы царственной святости
 3.1.Царственная святость Ветхого Завета
  3.1.1.Праотец Мелхиседек – первый святой монарх во всемирной истории
  3.1.2.Давид и Соломон – центральные фигуры древнееврейского царства
  3.1.3.Праведные монархи в эпоху двоецарствия и вавилонского плена
 3.2.Подвижничество равноапостольных государей
 3.3.Специфика царственного мученичества
  3.3.1.Королевское мученичество на Британских островах
  3.3.2.Царственное мученичество на востоке христианского мира
  3.3.3.Древнерусские князья-страстотерпцы
  3.3.4.Феномен царственного исповедничества
 3.4.Собственно благоверные монархи: святые цари и князья Византии, Грузии, Украины и Руси
  3.4.1.Святые владетели Второго Рима
  3.4.2.Святые Давид-Строитель и Фердинанд Испанский – образцы благоверия монархов
  3.4.3.Святые князья восточнославянских народов
 3.5.Подвижничество святых цариц, княгинь и королев
  3.5.1.Святые императрицы Византии
  3.5.2.Святые правительницы-самодержицы
  3.5.3.Святые супруги и вдовы монархов
 3.6.Своеобразия подвижничества и святости царственных родственников
  3.6.1.Святые принцессы, ушедшие в монастырь
  3.6.2.Святые принцы и княжичи, унаследовавшие небесное царство вместо земного
  3.6.3.Служение милосердия: святая Елизавета Тюрингентская и святая преподобномученица Елизавета Федоровна Романова
 3.7.Нетипичные формы царственного подвижничества: венценосные аскеты и династические святые, покинувшие мир
  3.7.1.Царственные постриженники и преподобные
  3.7.2."Венценосносные терпеливцы": святые, претерпевшие изгнание и насилие
  3.7.3.Подвижники, тайно оставившие престол: версии и гипотезы
 3.8.Неблаговидные деяния канонизированных монархов
Глава 4.Царственная святость в ракурсе современной массовой культуры: девальвация христоцентризма
 4.1.Почитание Александра Невского: сила или правда?
 4.2.Уранополитизм как пренебрежением земным долженствованием
 4.3.История канонизации императора Николая II
  4.3.1.Крестный путь императора Николая II
  4.3.2.История почитания царской семьи до прославления: основные вехи
  4.3.3.Канонизация семьи Романовых: аргументы за и против
 4.4.Проблемы почитания венценосной семьи в современной России
 4.5.Ересь царебожничества в современной России (ереси "соискупителя", "тайного посвящения")
  4.5.1.Обожествление вместо обожения – краеугольный камень неоереси
  4.5.2."Православный сталинизм" и патриолатрия в контексте царебожничества
 4.6.Культ царственных женщин на Западе и в России: современные новшества и старые проблемы
  4.6.1.Леди Ди – антисвятая эпохи постмодернизма
  4.6.2.Царевна Софья и Мария Стюарт – лампады веры Христовой в сумраке постхристианского общества
Заключение

Об авторе
top
photoНикольский Евгений Владимирович
Профессор, доктор филологических наук, доктор богословия (Карпатский университет имени Августина Волошина, г. Ужгород, Украина). Сфера научных интересов: вопросы истории и теории русской прозы, история европейской религиозно-философской и богословской мысли, отдельные аспекты социальной философии и социологии культуры.